$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ХЛЕБНЫЙ РЫНОК ЖДЕТ ПЕРЕМЕН

18.09.2007

Оставить фиксированные цены только на отдельные виды хлебобулочных изделий, остальную продукцию пустить в «свободное плавание» — таково мнение большинства отечественных и зарубежных специалистов, высказанное во время работы третьей специализированной выставки «Хлебное и кондитерское дело».

С ними солидарен и президент Центрального союза хлебопекарной промышленности Германии Петер Бекер, прибывший на выставку делиться опытом. Именно конкуренция сыграла главную роль в отрыве немецких хлебопеков (считающихся одними из лучших в мире) от соперников, подчеркнул главный немецкий пекарь. Он с удовольствием пробовал белорусский хлеб и нахваливал его вовсе не из-за вежливости. Белорусы умеют печь хлеб. Наши традиции хлебопечения (близкие по технологиям и рецептурам к прибалтийским и польским) привлекательны для многих, в т.ч. и для искушенных немцев.

Но перемены на хлебном рынке Беларуси идут медленно. Об этом свидетельствует и состоявшаяся выставка. Как год и два назад, на ней доминировали экспозиции департамента по хлебопродуктам, Белкоопсоюза, Минскхлебпрома, а также лидеров по производству мукомольно-крупяной продукции: Лидахлебопродукта, Минского и Борисовского комбинатов хлебопродуктов. Большинство белорусских хлебопеков и кондитеров выступали «единым фронтом» — на коллективных стендах. Не было видно успехов конкретных хлебозаводов. На их фоне привлекательно выглядел лишь стенд кондитерской фабрики «Слодыч».

Сегодня, по информации начальника продотдела Белкоопсоюза Нины Маспановой, 70% хлебобулочной продукции производят предприятия департамента по хлебопродуктам и Минскхлебпром, 20,5% — хлебозаводы Белкоопсоюза, оставшуюся часть — предприятия БелЖД и др. Частник держит 2% хлебобулочного рынка, и прописан он, как правило, в крупных городах.

За семь месяцев нынешнего года в Беларуси произведено 333,4 тыс. т хлебобулочных изделий (96,7% к прошлогоднему), и в частности, хлебопекарными предприятиями Белкоопсоюза — 68,3 тыс. т (97,4%). Снижение темпов уже никого не удивляет. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция падения производства. Жители городов и деревень не хотят есть столько хлеба, сколько по плану должны производить хлебозаводы.

При этом, как известно, не весь хлеб предприятий выкупается населением. Затраченные на выпуск невостребованного продукта ресурсы можно было бы использовать с большей пользой — на перевооружение, закупку новых технологий. Сегодня многие руководители заводов понимают, что платежеспособность населения, а не прогнозные показатели должны стать главным стимулом развития отрасли.

Впрочем, на уменьшение аппетитов потребителей жалуются и хлебопеки других стран. Как заметил Петер Бекер, после войны у Германии была задача накормить голодных, теперь проблема — оставить голодными (жаждущим поесть хлебца) сытых — искушенных, имеющих выбор потребителей. Вот и изощряются немецкие мастера.

Наш покупатель также не голоден. Его привлекают ароматные булочки и хлеб, что называется, с пылу, с жару. Стоит зайти в гипермаркет, установивший у себя мини-пекарню, чтобы в этом убедиться. Если бы производители меньше думали о госзадании, а больше о том, как угодить покупателю, то магазинов с горячей выпечкой и свежим хлебом было бы значительно больше.

Многие руководители хлебозаводов и технологи предприятий побывали на «Хлебном и кондитерском деле», чтобы ознакомиться с новинками хлебопекарной технологической «моды». «Мода» эта и на сей раз была сплошь заграничной. Несмотря на давние традиции белорусского хлебного дела, отечественное станкостроение так и не рискнуло за эти годы «поохотиться» на хлебопека. Немцы, французы, поляки, чехи, россияне доставили на выставку свои чудо-печки, укладчики, транспортеры, упаковочные линии, другую технику для выпечки и фасовки хлеба, пирогов, а также изготовления тортов и пирожных.

Только все ли заводы, нуждающиеся в обновлении технологий, смогут самостоятельно купить современную зарубежную недешевую технику? Без помощи государства и ведомств, к которым они «приписаны», — вряд ли.

Впрочем, некоторые периферийные предприятия все же сумели запустить современные линии. В результате в этих районах (Поставы, Толочин) сельское население, ранее снабжавшееся только к формовым хлебом, теперь покупает и подовый, заварные и тостовые его сорта. Однако такие примеры за пределами столицы скорее исключение, чем правило. Там по-прежнему выбор хлебобулочной продукции невелик.

Но производители верят в оптимистичный сценарий развития хлебного рынка. Вот что говорит один из немногочисленных представителей частного сектора, руководитель группы компаний Андрей Ханеня:

— Мы поставляем на рынок Беларуси различные ингредиенты — посыпки, марципаны и др. В нашем портфеле заказов сегодня свыше 200 договоров. Большинство партнеров работает на кондитерском рынке, где ценовая политика либеральнее и заметны хорошие перемены. А вот на хлебном рынке государство крепко держит цены и рассчитывать на какие-то подвижки трудно. У нас не замечают, что отечественный покупатель стал богаче. За вкусный, оригинальный по рецептуре хлеб, выпечку и другую продукцию он уже готов платить столько, сколько это стоит.

Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях