$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ХЛЕБНОЕ ДЕЛО

08.09.2009

В текущем году Беларусь намерена существенно сократить импорт зерна для хлебопечения, сообщил журналистам на минувшей неделе директор Департамента по хлебопродуктам Василий Седин. При этом хлеба нового урожая в стране будет в достатке и высокого качества, обещают его производители и заготовители сырья, оценивая перспективы сезона 2009/10 гг.

По словам В.Седина, отечественные хлеборобы порадовали объемами выращенной в этом году продовольственной пшеницы. Ее получено на 70 тыс. т больше, нежели в 2008 г. Объемов прошлогоднего урожая не хватило на нужды продовольственной отрасли, поэтому Беларусь импортировала 80 тыс. т пшеницы. Еще ранее эти объемы импорта доходили до 150 тыс. т, а в отдельные годы — даже до 500 тыс. т. Итоги уборочной кампании 2009 г. позволяют Департаменту по хлебопродуктам строить иные планы по насыщению внутреннего рынка. За рубежом заготовителями будет закупаться лишь пшеница с высоким содержанием клейковины — не ниже 28%, требующаяся для производства макаронных изделий. «Предварительно мы планируем до 15 тыс. т», — уточнил В.Седин.

На прошлой неделе Минсельхозпрод объявил международный тендер по закупке первых 5 тыс. т продовольственной пшеницы 3-го класса для филиала «Боримак» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов». На конкурсной основе предполагается приобрести 1,5 тыс. т зерна урожая 2008 г. и 3,5 тыс. т — урожая 2009 г. Проблем с поставщиками быть не должно — на международных рынках этого товара предостаточно. Например, германское аналитическое агентство F. O. Licht прогнозирует мировое производство пшеницы в сезоне 2009/10 гг. на уровне 659 млн. т. И хотя этот объем несколько уступает уровню сезона 2008/09 гг., когда пшеницы произвели 684,5 млн. т, экспортеры в настоящее время жалуются на трудности сбыта. В результате конкурентной борьбы за потребителя им приходится снижать цены.

Впрочем, большинство отечественных переработчиков цены мирового рынка не волнуют. «Мы практически отказались от импорта и работаем на белорусской пшенице», — сообщил «ЭГ» директор ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» Геннадий Василевский. По его словам, благодаря новым сортам она серьезно «подтянулась» по качеству.

Минское ОАО является крупнейшим зерноперерабатывающим предприятием системы хлебопродуктов Беларуси. В год производит порядка 120 тыс. т муки. «Принимаем все меры, чтобы обеспечить эффективную работу комбината», — отметил Г.Василевский. В I полугодии темп роста объемов производства на предприятии составил 103,5% при рентабельности около 6%.

Помимо муки, комбинат, чья продукция известна на рынке под брендом «Столичная мельница», выпускает крупы — пшеничную, перловую, ячневую, манную. Для повышения экономической устойчивости минчане несколько лет назад освоили производство полуфабрикатов мучных изделий, в частности, блинов. По словам директора, новая продукция себя оправдала, т.к. пользуется большим спросом у домохозяек. Причем не только белорусских. «Сейчас выходим на рынки дальнего зарубежья, в частности, работаем над упаковкой для заграничных пользователей», — сообщил Г.Василевский. В числе стран, куда планируется экспортировать продукцию «Столичной мельницы», — Австралия, Канада, государства ЕС.

Впрочем, основная задача белорусских мукомолов — обеспечение качественным сырьем предприятий отечественной хлебопекарной отрасли. «Белорусское хлебопечение за последние годы серьезно шагнуло вперед, — считает В.Седин. — Мы очень много усилий направляли на реконструкцию предприятий — смену технологического оборудования, прежде всего хлебопекарных печей». По его словам, процесс обновления затронул около 40% этих печей предприятий Департамента по хлебопродуктам. Их завезли из Германии, Италии, Чехии. Помимо значительного энергосберегающего эффекта, в них достигается более качественная выпечка хлебной продукции. А высокие потребительские свойства последней, как отметил глава департамента, подтверждает факт отсутствия в отечественной торговой сети заграничного хлеба, в то время как белорусский экспортируется.

Например, РУПП «Гроднохлебпром», поставляет свою продукцию в Польшу, рассказал «ЭГ» генеральный директор Анатолий Пашкевич. По его словам, гродненский хлеб местным населением «сметается с полок». Впрочем, условия торговли с Евросоюзом не позволяют гродненцам поставлять большие объемы в соседнюю страну. Торгуют в основном во время проведения там выставок, благодаря которым поляки, прежде всего из приграничных территорий, имеют возможность познакомиться и оценить уровень белорусского хлебопечения.

Впрочем, «Гроднохлебпром» так же, как и Минский комбинат хлебопродуктов ориентируется прежде всего на внутреннего потребителя, запросы которого, как отметил А.Пашкевич, идут в ногу с мировыми тенденциями. В частности, белорусы становятся более требовательными к качеству. Поэтому хлебопеки заинтересованы как в улучшении потребительских свойств белорусской пшеницы, так и в качественной работе комбинатов хлебопродуктов.

«Беларусь сохранила свое лицо в хлебопечении: мы делаем упор на изготовление «здоровых» хлебов на термофильной закваске с использованием живых бактерий», — рассказал руководитель гродненского предприятия. Отказ от копирования зарубежного опыта, основанного на широком применении разного рода консервантов, разрыхлителей и улучшителей, по его мнению, социально оправдан, потому что направлен на обеспечение требований, предъявляемых к здоровому питанию.

«Гроднохлебпром» планирует с 2010 г. маркировать свою продукцию знаком «Натуральный продукт». В настоящее время проводится работа по получению сертификата, который даст право владеть этим знаком. РУПП собирает соответствующие документы от поставщиков о качестве сырья, об используемых при его производстве веществах.

Кстати, курс на выпечку «здорового» хлеба служит и экономическим целям «Гроднохлебпрома», направленным на повышение эффективности производства. По мнению А.Пашкевича, будущее отечественного хлебопечения — за производством разнообразных хлебов: функциональных, диетических, диабетических. Гродненцы выпекают хлеб с зерновыми и солодовыми смесями, сухофруктами. Среди диетических видов — продукция, обогащенная витаминными премиксами, минералами, с добавлениями пшеничной крупы, овсяных хлопьев, с повышенным содержанием клетчатки… Такое разнообразие повышает шансы производителя на ее успешную реализацию. Каждый день из печей предприятия в торговую сеть области, других регионов страны поставляется около 140 наименований хлебобулочных изделий гродненской марки. В натуральном выражении их объем составляет около 138 т. «На это уходит два вагона муки — ежесуточно», — сообщил гендиректор.

За январь-июль т.г. работники «Гроднохлебпрома» изготовили продукции в действующих ценах на 53 млрд. Br. Рост производства с начала года составил 121%.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях