Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Зарубежный опыт
13.10.2009 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Хлеб частникам не по зубам

В Дюссельдорфе (Германия) завершилась Всемирная ярмарка выпечки IBA-2009. Здесь на территории в 123 тыс. м2 около 1000 компаний из разных стран демонстрировали хлебные и кондитерские изделия, оборудование, упаковочные материа...

В Дюссельдорфе (Германия) завершилась Всемирная ярмарка выпечки IBA-2009. Здесь на территории в 123 тыс. м2 около 1000 компаний из разных стран демонстрировали хлебные и кондитерские изделия, оборудование, упаковочные материалы, рекламные средства и т. д. Выставку сопровождала деловая программа: конференции и круглые столы. На этом форуме были представлены и белорусские достижения.

На мировом рынке отечественный хлеб занимает достойное место, считают в Департаменте по хлебопродуктам Минсельхозпрода. Свидетельство тому — высокий спрос на нашу выпечку у населения приграничных территорий стран-соседей. «Даже в Москве есть белорусский хлеб, в то время как в Минске российского — нет. Замороженные хлеба мы поставляем также в Канаду и США, что говорит о качестве белорусского хлебопечения», — рассказал обозревателю «ЭГ» директор департамента Василий Седин.

В подчинении Минсельхозпрода сегодня находятся 53 предприятия, которые выпускают более половины всего объема хлебобулочных изделий в стране. Например, в 2008 г. — 56,8%. Еще 21,4% обеспечивают 7 столичных хлебозаводов, входящих в КУП «Минскхлебпром». Белкоопсоюз с долей 19,8%, которую обеспечивает продукция 105 субъектов хозяйствования, замыкает «тройку» лидеров отечественного хлебного рынка. Помимо них, по данным Белстата, выпечкой занимаются еще структуры МВД, Минэнерго, а также организации, не имеющие ведомственной подчиненности. Их совместный вклад в прошлом году не превысил 1,8% общего объема хлебобулочных изделий страны.

В официальной статистике не нашлось места частным производителям. Впрочем, по мнению экспертов, на их долю на хлебном рынке приходится не более 1-3%.

Согласно оценкам «ЭГ», даже эти цифры могут оказаться преувеличенными. «В нашем районе частных пекарей нет», — сообщила заместитель председателя Стародорожского райисполкома по экономике Валентина Пучковская. Старые Дороги — типичная глубинка, райцентр с 12 тыс. жителей и столько же — в сельской местности, где, казалось бы, удобно работать частникам. «Здесь, да и в соседних районах эту нишу занимает потребительская кооперация», — пояснила зампредседателя.

Стародорожским кооператорам в наследство от советской эпохи достались большой хлебозавод, выпекавший в свое время 28 т хлеба в сутки, или по буханке на местного жителя. Сегодня эти мощности не нужны — в домашних хозяйствах не только прекратили кормить хлебом живность, но и люди употребляют его меньше. Зато у них появились требования к качеству. Поэтому пекарям пришлось не только значительно поубавить объемы, но и перестраиваться на выпуск более качественной продукции. Кроме того, в стародорожских магазинах продается хлеб, выпеченный в соседнем Слуцке. В райисполкоме это поддерживают. «Чтобы наши пекари планку качества держали, потому как без конкуренции не будет движения вперед», — пояснила В.Пучковская.

Наблюдается «хлебная» конкуренция и в Кореличском районе, где кроме продукции филиала райпо, расположенного в поселке Мир, в торговую сеть поступает продукция из Минска, Лиды и Новогрудка. Разумеется, в ограниченном количестве, чтобы не «задушить» местного производителя. Но даже в условиях управляемой конкуренции «чужаки» отбирают четверть местного рынка. Дело в том, что в Мире пекут в основном формовой хлеб, но на «кирпичики» мода проходит. Особенно в райцентре, жители которого отдают предпочтение подовым сортам, завозимым их конкурентами.

Кстати, еще около 10 лет назад в Мире, помимо хлебозавода потребкооперации, существовала и частная пекарня. Предприниматель Сергей Писклов выпекал хлеб, затем освоил булочные изделия и торты. Однако спустя некоторое время энтузиазм его иссяк: конкурировать с хлебозаводами, поддерживаемыми государством, оказалось не под силу.

А вот у предпринимателя Ашота Погосяна из Бешенковичей терпения оказалось побольше. Он занимается этим бизнесом уже почти 10 лет. Но быть частным пекарем очень тяжело, признался обозревателю «ЭГ» директор ЧУП «Лаваш-Ар». По его словам, все эти годы приходилось тратить огромные усилия на преодоление барьеров, связанных с производством и реализацией продукции. Из-за них не только поубавилось у А.Погосяна оптимизма, но и довелось сузить деятельность. «Раньше я хлеба выпекал, национальный лаваш, различные булочки, батоны, а сегодня оставил в ассортименте лишь сухари», — посетовал бешенковичский пекарь. По его мнению, нынешние условия в Беларуси не позволяют небольшим частным пекарням успешно конкурировать с хлебозаводами Минсельхозпрода или потребкооперации, опирающимися на помощь государства. К тому же отечественный рынок сбыта разделен между ними и тщательно контролируется местными властями. Если в своем районе частника, как правило, «не обижают», то на территориях других с ним борются, препятствуя реализации. «Лаваш-Ар» в полной мере испытал на себе прелести «местечкового» протекционизма.

Однако в органах госуправления этого неравенства не замечают. «Мы не возражаем против частников. Если они готовы конкурировать с нашими предприятиями по качеству, по цене, то — пожалуйста. Но, чтобы испечь хороший хлеб, нужны соответствующие технологии. Одних рук здесь, как это было раньше, недостаточно», — полагает В.Седин.

Не видят в них серьезных конкурентов и хозяйственники из госсектора. «Сегодня, чтобы печь качественный хлеб, надо иметь современное оборудование, позволяющее иметь в печи температуру в 300 градусов. Полукустарным методом такую продукцию производить невозможно. А кроме того, международные подходы требуют, чтобы при выпечке жестко соблюдались санитарные правила. Если частник готов работать в таких условиях, то пусть занимается хлебным делом», — мнение, которым поделился с обозревателем «ЭГ» генеральный директор РУПП «Гроднохлебпром» Анатолий Пашкевич. В составе этого объединения 6 крупных хлебозаводов, выпекающие 72% хлебобулочных изделий, потребляемых населением области.

Между прочим, этим мы сильно отличаемся от стран Евросоюза, где больше половины хлеба поставляют на рынок мини-пекарни. В России их доля, согласно местным экспертам, 12-13%. «У нас, в Украине, более 20% хлеба производится в частных пекарнях», — сообщил «ЭГ» генеральный директор объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко. Они, по его словам, в основном специализируются на светлых хлебобулочных изделиях, выпекаемых из пшеничной муки. «Что касается ржаных хлебов, то они тяжелы в производстве, необходимо дорогостоящее технологическое оборудование, приобрести которое может далеко не всякий частник», — пояснил А.Васильченко.

Частные пекари, отметил руководитель «Укрхлебпрома», ориентируются на постоянных покупателей. Скажем, на население, живущее в микрорайонах и желающее потреблять только свежий хлеб. Поэтому частные мини-пекарни имеют свою нишу в Украине, и это нормально, — считает А.Васильченко.

В Беларуси в ближайшем будущем хлебопечение по-прежнему остается уделом крупных производителей, принадлежащих и контролируемых государством. Эта модель, как полагают в Департаменте по хлебопродуктам, жизнеспособна, что доказывают положительные отзывы населения, и имеет резервы для совершенствования. По словам В.Седина, за последние годы в отрасли произошел заметный сдвиг к лучшему благодаря активной реконструкции предприятий. Заменено до 40% печного оборудования. Вместо старых кирпичных печей, которые по 10 часов нагревались и столько же времени остывали, установлены современные чешские, итальянские, немецкие. Между тем в Европе и России пользуется большим спросом оборудование для мини-пекарен для малого бизнеса — сравнительно недорогое, экономичное и высокотехнологичное. Но у нас желающих им обзавестись до сих пор немного. И дело здесь не в недостатке средств.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by