Факты, комментарии
17.02.2004
Харизма — составляющая успеха
Сегодня, когда многие компании переживают не лучшие времена, особенно велик спрос на таких руководителей, которых называют "харизматический лидер". Но что такое харизма? Можно ли развить в себе это качество? Один из авторов исследований о харизматиче...Сегодня, когда многие компании переживают не лучшие времена, особенно велик спрос на таких руководителей, которых называют "харизматический лидер". Но что такое харизма? Можно ли развить в себе это качество? Один из авторов исследований о харизматических лидерах дает весьма лаконичное определение: харизма -- это способность влиять на других в позитивном ключе. Специалисты уверены, что такое качество можно развить (слово "харизма" переводится как "божественный дар").
Увлечь людей можно, например, одержимостью идеей. В этом отношении показателен пример Билла Гейтса, человека, который совершенно не вписывается в стандартные представления о харизматическом лидере. Во время разговора он раскачивается на стуле, избегает смотреть на собеседника прямо и дает многословные, но уклончивые ответы. Однако его стремление преобразить мир с помощью новых технологий передалось сотрудникам компании.
Обычно люди тянутся к руководителям, которые проявляют участие к подчиненным, внимательно выслушивают, искренне интересуются работающими у них людьми. Рядом с ними окружающие начинают ощущать свою значимость. Харизматический лидер сфокусирован не столько на себе, сколько на окружающих. Такие люди стремятся сделать так, чтобы рядом с ними другие чувствовали себя комфортно.
Именно благодаря умению установить теплые отношения со своими работниками Г.Келлер, бывший гендиректор Southwest Аirlines (США), сумел превратить маленькую авиакомпанию местного значения в крупного игрока на национальном рынке. Люди поддержали его стратегию -- предоставлять клиентам высокое качество обслуживания и при этом сохранять низкие цены. Весь персонал компании, от руководства до кассиров, знал, что Келлер -- один из них. Им импонировало его утверждение, что в Southwest Аirlines работают творческие, незаурядные личности и что благодаря этому их небольшой компании удалось победить конкурентов. Он сам придумывал премии для сотрудников и вместе с ними отмечал знаменательные события.
Конечно, харизма -- лишь одна из переменных в формуле успеха. Руководитель должен обладать многими другими качествами, пользоваться доверием у коллег и подчиненных. Однако сегодня, когда конкуренция так велика, личное обаяние и умение увлечь других своей идеей -- могучая сила.