$

2.0391 руб.

2.2758 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Глобализация

Халяль по-евразийски: в ЕАЭС скоро появится единый стандарт «дозволенных» продуктов питания

06.10.2019
Халяль по-евразийски: в ЕАЭС скоро появится единый стандарт «дозволенных» продуктов питания
Фото: certificant.org

Производство качественной пищевой продукции, которая, в одной стороны, безопасна для здоровья человека, а с другой – не имеет духовных запретов для мусульман, это и есть халяль (от арабского al-halal – разрешенное, законное, дозволенное). Во всем мусульманском мире такая продукция известна по своей маркировке, но получить право ее ставить может далеко не каждый.

А между тем рынок продовольственной халяльной продукции просто огромен: потенциальная его емкость составляет 17% от общего потребления продуктов питания в мире. 

Так, в топ-5 основных потребителей «дозволенных» продуктов питания, кроме мусульманских ОАЭ, Пакистана и Малайзии, входят вполне светские Австралия и Бразилия. По имеющимся данным за 2016 год, мусульманский мир потратил на «еду» более 1,17 млрд USD, тогда как огромный по населению Китай – лишь 0,85 млрд USD, США – 0,77 млрд USD, Япония – 0,38 млрд USD, Индия – 0,34 млрд USD, Россия – 0,32 млрд USD.

Вскоре подключиться к разделу этого рынка смогут и все страны ЕАЭС, включая Беларусь, поскольку в Союзе будет разработан и утвержден единый стандарт халяльной продукции. По словам главы международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Айдара Газизова, у стран ЕАЭС имеются огромные возможности по производству и экспорту этой продукции, чего очень ждет арабский мир. При этом собственное производство у них явно «хромает», и они вынуждены импортировать до 70–80% потребляемого продовольствия.

Правда, этот рынок давно поделен бразильскими, индонезийскими и австралийскими производителями продукции из мяса птицы и так называемого красного мяса. Однако, как заявил А. Газизов на недавно прошедшем Волжском инвестиционном форуме в Самаре, многолетнее отсутствие конкуренции привело к снижению качества, к которому у покупателей появились претензии.

Белорусским компаниям, экспортирующим мясную продукцию, нужно рассмотреть возможность изменения своего производства под мусульманские стандарты. Кто первый успеет это сделать, тот явно окажется в выигрыше. Но надо спешить – российские компании не спят, и многие из них уже готовятся пройти «халяльную» сертификацию.

Автор публикации: Александр ГАНАГО


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы