$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«ГРЯЗНЫЕ» ДЕНЬГИ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

23.08.2011

Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» запретил захоронение вторичного сырья. Однако, как оказалось, одного запрета мало для воплощения нормы в жизнь. Основная масса твердых бытовых отходов, пригодных к переработке, продолжает вывозиться на свалки. Что необходимо сделать, чтобы дефицитные материалы возвращались в оборот, а бизнес, связанный со сбором и переработкой мусора, состоялся экономически? Об этом беседуем с представителем немецкой компании Remondis в Беларуси Иваном МИХАЛЬЧУКОМ. После 5 лет раздумий этот крупнейший в мире специализированный оператор пришел в нашу республику в качестве инвестора.

— Иван Андреевич, как вы оцениваете госпрограмму сбора и переработки вторичного сырья на 2009–2015 гг. и ее выполнение?

— Очевидно, что год от года ресурсов у страны меньше, а потребность в них выше, потому государство не просто задекларировало стремление использовать вторичное сырье, а утвердило соответствующую программу. Напомню, она далеко не первая. Первую приняли в 1998 г. и, к сожалению, не выполнили. Потом были еще 2 отраслевые программы Минжилкомхоза. Нынешняя, утвержденная указом Президента, на мой взгляд, важна как политический документ, в ней правильно обозначены многие цели. Но все-таки серьезным ее упущением стало отсутствие должных экономических расчетов. В программе заложены некие абсолютные цифры сбора и переработки сырья, а задачу надо ставить жестче. К примеру, в ЕС четко определено, что в хозяйственный оборот должно быть возвращено не менее 15% древесины, 22% пластмассы, 50% металла, 60% стекла, столько же бумаги и т.д. Конечно, надо быть реалистами и понимать, что если мы механически поставим аналогичные цели на ближайшую перспективу, то их просто не сможем достичь. По нашим оценкам, в Беларуси по металлу ориентиром может быть показатель в 15%, пластмассе и стеклу — 20%, картону — 30%.

Однако для реализации программы и определения более высоких целей необходима серьезная реформа, которая должна включать создание нового законодательства в области обращения с отходами, определение механизма льгот и преференций, рефинансирования для субъектов хозяйствования, занятых в этой сфере.

В ходу же в основном административные, а не рыночные механизмы реализации программы. К примеру, в стране начали строить мусороперерабатывающие заводы. Технологии переработки отходов хорошо отлажены в мире и сегодня не проблема построить завод, были бы деньги. Производство можно организовать в течение года. А вот для того чтобы создать устойчивую систему сбора вторичных материальных ресурсов и обеспечить работу предприятия хотя бы в две смены, требуются годы.

Самый экономически эффективный вид сбора — селективный, т.е. раздельный. Нынешнее состояние системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в республике требует в корне изменить структуру и направление инвестиций в эту сферу. Граждане должны быть не только плательщиками тарифа, но и участниками сортировки. Для этого, с одной стороны, надо создать соответствующую инфраструктуру, отработать логистику транспортировки мусора. А с другой — приучить население к его раздельному сбору. Государство должно проводить соответствующую пропаганду через СМИ, чего не происходит. Возможно, потому что работа с электоратом кропотлива и незаметна, зато, если завод построишь, — сразу видно и отчитываться удобно. Но завод должен начинаться от подъезда жилого дома.

Многие чиновники, не желая обременять себя рутинной информационной работой, спешат делать ссылку на менталитет белорусов. Мол, народ у нас не тот — не станет утруждать себя, выбрасывая стекло в один контейнер, пластмассу — в другой, а органику — в третий. Это неправда. Наше население в этом вопросе не отличается от западноевропейского. Еще в 90-е годы в Лиде, а затем в Солигорске были проведены пробные проекты по селективному сбору мусора. Население к этой теме отнеслось очень ответственно, и чистота фракций полученного там вторсырья была не хуже, чем в Западной Европе. Просто для населения необходимо создать соответствующую инфраструктуру, удобные контейнеры и контейнерные площадки.

— Какова емкость рынка вторичных ресурсов в Беларуси? Достаточно ли она интересна для инвесторов?

— В стране ежегодно образуется порядка 700 тыс. т отходов бумаги и картона, 200–250 тыс. т полимеров, 170 тыс. т стекла. Это достаточно большие объемы, используем же мы только 15–20% всей массы. Остальное идет на полигоны. И эти цифры являются недостаточно точными. Как устранить ножницы между тем, что образуется, и тем, что мы используем?

Основная причина такого состояния в Республике Беларусь — это нормативно-правовая база в области обращения с отходами (начиная с системы учета и заканчивая механизмом управления) и, как следствие, непривлекательность инвестиционного поля как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

В структуре инвестиций в эту сферу в последние годы практически 100% составляют бюджетные средства. И здесь очень важно соблюсти баланс экологических и экономических интересов общества. Если мы будем тратить больше ресурсов, чем извлекать, то такие проекты превращаются в абсурд.

Периодически нужно останавливаться и анализировать, что мы сделали. Сегодня есть возможность проанализировать 40-летний зарубежный опыт функционирования экономики отходного хозяйства применительно к условиям Беларуси, выработать экономически посильный, последовательный механизм решения этой проблемы.

Наши расчеты показывают, что в Беларуси тариф для населения на вывоз и обезвреживание должен составить не менее 20 EUR/т. Это позволит субъектам хозяйствования, занятым в данной сфере, инвестировать за счет собственных средств в совершенствование системы сбора и переработки ТКО. Надо иметь в виду, что на 80–90% всех доходов, которые формируются в крупнейших европейских компаниях, занятых в данной сфере, составляют тарифы и платежи, поступающие от населения и юридических лиц, и только 10–20% — доходы от продажи вторичных материальных ресурсов.

— И тем не менее, несмотря на нынешний низкий тариф, компания Remondis пришла на белорусский рынок…

— Мы крупная компания, представленная 500 предприятиями в 23 странах. В хорошие годы оборот Remondis достигает 10 млрд. EUR. К тому же Remondis — составная часть группы компаний, куда также входят Rhenus Logistics (транспортная логистика) и Saria (переработка органики и альтернативные источники энергии). Обладая значительным капиталом, эта структура может себе позволить пойти на риск в Беларуси. Первый наш проект — предприятие Saria в городе Береза по переработке отходов мясокомбинатов — уже успешно работает. В Минске мы организовали совместное предприятие по сбору твердого бытового мусора (51% уставного капитала принадлежит Remondis, а 49% — городу). Начали с транспортной логистики, обновления парка мусоровозов и создания контейнерного хозяйства, на что потратили уже 4,5 млн. USD. Далее в планах организация селективного сбора мусора и установка сортировочной линии.

Придя в Беларусь, мы определились, что будем активно участвовать в формировании местной нормативной базы. Некоторые свои предложения уже представили в органы госуправления, готовы организовать семинары для белорусских специалистов, в т.ч. с выездом на наши производственные объекты в Германию. Компания не стесняется заявить о намерениях лоббировать принятие более совершенного законодательства в республике. Разумеется, мы не отстаиваем исключительно свой корпоративный интерес. По такому пути мы шли в Польше. После того, как там появились соответствующие законы, в страну пришли инвесторы, десятки других компаний — наших конкурентов.

Полагаю, что для Беларуси было бы оптимальным гармонизировать свое законодательство с европейским. Это даст хороший политический и экономический эффект, привлечет инвесторов. Важно, чтобы национальное законодательство было не менее требовательно к отходам, чем соответствующие директивы ЕС.

— Если судить по высказываниям представителей Минприроды, они в целом разделяют вашу точку зрения, а что в других ведомствах?

— Не все спешат поддержать наши инициативы. На мой взгляд, это связано с подходами в госуправлении. На Западе ответственность за выполнение целевых нормативов возложена на тех, кто производит отходы, а контроль за выполнением этих нормативов государство берет на себя. Наши министерства просто боятся брать на себя эту ответственность. К тому же нынешняя система работы вполне устраивает ряд ведомств, которые имеют возможность перераспределять бюджетные потоки, выделяемые на сбор и утилизацию отходов, в своих ведомственных интересах. Уже скоро год проект указа Президента «О некоторых вопросах обращения с отходами», который включает прогрессивные подходы, позволяет постепенно гармонизировать наше законодательство с европейским, согласовывается в многочисленных ведомствах. Поэтому государству нужно определиться с приоритетами в данном вопросе.

От лица компании Remondis могу лишь сказать, что мы готовы к плодотворной работе в формате частно-государственного партнерства, в т.ч. готовы разделить экономические риски. Только так можно решить комплекс проблем — экономических, экологических и социальных — связанных с бытовыми отходами.

Беседовал

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях