Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Грядут радикальные новшества?

Серьезные перемены в налоговой сфере, возможно, ожидают нас в будущем году. Об этом свидетельствует проект основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2006 год. В документе предлагается отменить отдельные платежи в бюджет, увеличив при этом ставку НДС...
Серьезные перемены в налоговой сфере, возможно, ожидают нас в будущем году. Об этом свидетельствует проект основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2006 год. В документе предлагается отменить отдельные платежи в бюджет, увеличив при этом ставку НДС.

Эти меры задуманы в целях упрощения налоговой системы за счет поэтапного прекращения практики применения целевых платежей из выручки. Кроме того, ставится задача снизить налоговую нагрузку, в т.ч. на фонд зарплаты, выравнять условия налогообложения, упорядочить вопросы взимания местных налогов и сборов, а также заняться дальнейшей унификацией налогового законодательства с Россией.

Какие же шаги намерено сделать правительство, чтобы мечты налогоплательщиков стали явью?

Во-первых, отменить чрезвычайный налог. Как известно, аналога этому налогу нет ни в одной налоговой системе, и он, несомненно, негативно влияет на условия хозяйствования, поскольку существенно увеличивает налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и себестоимость отечественной продукции. В наиболее невыгодной ситуации оказываются  трудоемкие отрасли и предприятия с большим фондом оплаты труда. Это, в свою очередь, оказывает дестимулирующее воздействие на повышение зарплаты. Напомним, что первоначально ставка этого налога была 18%. Сегодня она составляет 3%, но и это снижает конкурентоспособность белорусской продукции, поскольку ее цена оказывается отягощенной излишними платежами. На отмене этого налога казна, по данным 2005 года, потеряет около 360 млрд. руб. Но рост конкурентоспособности продукции того стоит.

Во-вторых, отказаться от сборов из выручки на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и на формирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилья. Впервые предлагается не просто уменьшить ставки, а отменить эти сборы вообще. Напомним, что в нынешнем году ставки составляют 0,4% и 0,5%, обеспечивая поступления в местные бюджеты 293,8 и 362,7 млрд. руб. Негативное воздействие так называемых оборотных платежей на  условия налогообложения субъектов хозяйствования не раз признавали и сами налоговики. Наконец-то от двух из них предлагается избавиться полностью. Что касается сбора на поддержку производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, то этот платеж по-прежнему остается "священной коровой" и никакие поползновения на него не рассматриваются. Сейчас он уплачивается по ставке 2%. Понятно, что и этот сбор давно бы отменили, но железный аргумент, а как тогда быть с отраслью, пока срабатывает. Этот же вывод подходит и к налогу с пользователей автомобильных дорог. Ставка его -1%. Но здесь давно пора (и с этим также согласны многие налоговики) тщательно проанализировать проблему формирования дорожных фондов у нас и в других государствах, в частности, в России. Может тогда и от этого платежа появится возможность отказаться.

В-третьих, в проекте предлагается применять налог с продаж автомобильного топлива в размере, установленном Законом "О дорожных фондах в Республике Беларусь". Ставка этого налога равна 20%. Но на 2005г. Законом "О бюджете Республики Беларусь" она повышена до 25%. При этом возврат к прежней ставке сократит поступления в республиканский дорожный фонд на 110,6млрд. руб.

В-четвертых, предлагается прекратить взимание в 2006 г. сбора с физических лиц при пересечении ими Государственной границы РБ через пункты пропуска. Местные бюджеты потеряют на этом 5,6 млрд. руб. по сравнению с 2005г.

Все названные меры, как оценено в проекте, приведут к тому, что в результате снижения налоговой нагрузки в распоряжении субъектов хозяйствования останется более 1100 млрд. руб., или 1,9% от ВВП.

Чем закроют "дыры"

А теперь о ложке дегтя. То есть о том, как государство намерено компенсировать так называемые выпадающие доходы бюджета.

Хотя в проекте этот способ назван не первым, тем не менее совершенно очевидно, что именно на него  предлагается возложить основную функцию по компенсации потерь казны. Итак, предлагается снова вернуться к ставке НДС 20% и за счет этого источника дополнительно собрать в бюджет 800 млрд. руб., или 1,4% от ВВП. Возникает главный вопрос: поможет ли такое решение реально снизить налоговую нагрузку? В России и странах Восточной Европы, недавно вошедших в Евросоюз, эта ставка пока сохраняется на уровне 18% и уже длительное время ведутся дискуссии по поводу необходимости ее снижения, а не повышения. К тому же нельзя забывать, что НДС - это косвенный налог, и его платит конечный потребитель. Следовательно, такой шаг окажет воздействие на рост цен. Уже сейчас такая мера вызывает серьезные сомнения  у разработчиков проекта. Едва ли это порадует и налогоплательщиков. Может быть, все же есть смысл прислушаться к тем, кто считает, что более целесообразно подумать об эффективности бюджетных расходов по тем или иным направлениям. Иными словами, компенсировать выпадающие доходы за счет сокращения отдельных расходов. Не случайно один достаточно высокопоставленный государственный чиновник, занимающийся налоговой политикой в стране, сформулировал дилемму весьма точно. Суть ее в том, что высокая налоговая нагрузка - оборотная сторона медали высокой социальной ориентированности экономики.

В качестве еще одного источника  компенсации потерь рассматриваются дополнительные поступления налога на прибыль с учетом увеличения налогооблагаемой базы. Такие поступления прогнозируются в сумме 70 млрд. руб.

Что касается выравнивания условий налогообложения, то здесь предлагается следующее.

Во-первых, отменить порядок, при котором определенный перечень плательщиков освобождается  от уплаты в бюджет суммы превышения налоговых платежей. В результате этого предполагается дополнительно собрать в казну около 50 млрд. руб.

Во-вторых, отказаться от снижения ставки налога на прибыль для высокотехнологичных предприятий, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совмина от 31.08.1999г. № 1360. Здесь выгода для государства составит примерно 1,4 млрд. руб. Но есть проблема: а как эта мера скажется на таких предприятиях, на развитии высоких технологий? К тому же предлагается рассмотреть вопрос об  отмене освобождения  от обложения НДС при ввозе на таможенную территорию РБ оборудования и приборов, ввозимых организациями исключительно для научно-исследовательских целей. А как же развитие  науки? Возможность такого шага предлагается рассмотреть и применительно к ввозу сырья для производства хлебобулочных изделий и комбикормов. Отменив эту льготу, государство надеется заработать более 43млрд. руб.

Похоже, что налоговыми льготами займутся всерьез, поскольку с той же целью выравнивания условий налогообложения предложена оптимизация объема налоговых льгот, содержащихся в действующем налоговом законодательстве, их упорядочение и систематизация. Конечно, льготами надо заниматься, поскольку, вероятно, далеко не все из них действительно оправданы. Но как бы и здесь не перегнуть палку. Льготы есть во всех налоговых системах. Важно, чтобы они были эффективными.

Что из предложенных мер окажется в окончательном варианте документа, покажет время. Но уже сейчас ясно: государство решило  взяться за реформирование налоговой системы.