$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГРУЗИТЕ НДС ПОЧТОЙ©

07.07.2015

Предложение председателя Совета Республики Михаила Мясниковича взимать НДС с посылок, приходящих из-за рубежа от зарубежных интернет-магазинов, и «упорядочить» их оценку вызвало волну негативных отзывов граждан. Между тем речь идет не столько о стремлении чиновников обложить налогами все, что попадается им на глаза, сколько о принципиальной проблеме перераспределения налоговой нагрузки.

Рост международных почтовых отправлений впечатляет: по словам М. Мясниковича, если в прошлом году в Беларусь пришло 6,5 млн. посылок с товарными вложениями, то за 5 месяцев т.г. — уже почти 5 млн. Наверняка в этом потоке есть товары не только для личного пользования, но и для перепродажи. Стоимость посылок чаще всего указывается получателем «условно», чтобы «попасть в разрешительную систему».

По-видимому, наша страна подошла вплотную к такому уровню, при котором интернет-торговля стала серьезным конкурентом традиционным формам розницы. Минимум издержек, особенно при трансграничных поставках (во многом обусловленных экономией на налогах и таможенных платежах), удобство для клиентов и широкий выбор, охватывающий весь мировой ассортимент товаров, делают глобальные интернет-магазины весьма опасным конкурентом. По данным статистики, 81% белорусов делает покупки в отечественных интернет-магазинах, а в последнее время все чаще заказывают товары почтой за рубежом, прежде всего в Китае (33% таких операций), в странах ЕС и России. Напомним, темпы роста розничного товарооборота в Беларуси в 2014 г. сократились вдвое, а по итогам 5 месяцев т.г. в 10 раз по сравнению с аналогичным предыдущим периодом. До сих пор аналитики объясняли это лишь снижением реальных доходов населения. Но пока никто не изучал, какая часть замедления фиксируемой официальной статистикой розницы связана с перетоком покупателей из магазинов и торговых центров на виртуальный рынок. А потому вполне логично предположить, что государство захочет компенсировать снижение налогов от замедляющегося ритейла и стагнирующей промышленности за счет граждан, отоваривающихся в зарубежных интернет-магазинах.

Дополнительным стимулом стал Указ от 21.07.2014 № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования», которым была увеличена максимальная стоимость посылок, которые белорусы смогут получать без уплаты таможенных пошлин: в почтовых отправлениях со 120 до 200 EUR, при доставке перевозчиком — с 10 до 200 EUR. Но изменение этих лимитов ничего не решает: при желании объявляемую стоимость можно занизить, а если будут введены какие-то новые ограничения — «раздробить» посылку на несколько частей.

Вопрос о введении налога на виртуальную торговлю в последние 2 года неоднократно обсуждался и в России, где масштаб этого явления еще больше. Однако не так-то просто найти приемлемое решение, чтобы включить в налоговую систему схему B2C (электронные продажи, нацеленные на индивидуальных потребителей). Над этой проблемой бьются правительства многих стран с 1995 года, когда Национальный научный фонд США (NSF) снял ограничения на коммерческую деятельность в интернете и появился онлайн-магазин Amazon.

Виртуальная торговля не требует наличия магазина как физического места совершения сделок. Ей нужна лишь развитая логистическая и почтовая инфраструктура, стирающая любые границы между продавцом и потребителем. В Беларуси поток импорта по традиционным каналам пока сдерживается тарифными и нетарифными барьерами, а возможности местных интернет-магазинов — с помощью нормативных ограничений. Но противопоставить желанию «продвинутых» и более-менее обеспеченных граждан приобретать разнообразные и качественные товары по приемлемой цене через международные сети е-торговли практически нечего, даже в условиях монополии «Белпочты» и ограниченных в республике возможностей сервисов FedEx и UPS.

Особое место здесь занимает налоговый аспект. О том, что законодательная практика в этой сфере не угонится за развитием e-commerce, в Беларуси говорили еще 10 лет назад, например, на конференции «Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах» в ноябре 2005 г. С тех пор многие страны искали и находили решения. Ведь речь идет об огромных суммах. По оценке консалтинговой компании Forrester Research объем потребительской online-торговли в США составлял в 2013 г. 262 млрд. USD, в Европе — около 170 млрд., в Китае — 190 млрд. По мнению ОЭСР, масштаб потерь от «выпадения» online-торговли из системы налогообложения может быть таким, что помешает правительствам удовлетворить законные требования своих граждан на социальные услуги.

Например, изначально в США онлайн-магазины не взимали со своих покупателей местный налог с продаж при условии отсутствия их представительств в конкретном штате. При этом еще в 1990 г. потери казны оценивались в 1,2 млрд. USD. Но лишь в 2013 г. сенат одобрил закон о честной торговле (Marketplace Fairness Act), который обязал магазины взимать с покупателей этот налог в пользу тех штатов, куда были заказаны товары. В ЕС в июне 1998 г. были приняты правила применения НДС в сфере электронной торговли, в т.ч. осуществляемой через интернет, а в 2000 г. — Директива об электронной торговле, где была сделана попытка упорядочить взимание НДС с учетом различных ставок в разных странах союза (см. «ЭГ» № 68 за 2004 г.). Ключевым моментом здесь стало определение «места поставки» местоположением покупателя, что позволило применять принцип назначения для взимания НДС с электронных сделок.

Таким образом, белорусские власти могут сослаться на весьма обширный мировой опыт (что будет выглядеть убедительно, лишь если не вдаваться в различия уровня благосостояния населения и прочих условий у нас и в сравниваемых странах). Разумеется, потребителям в Беларуси не понравится очередное увеличение налогового бремени и ужесточение контроля над объемами международных почтовых отправлений. Но если такие новшества появятся, они будут втайне вполне благосклонно восприняты многими организациями и индивидуальными предпринимателями, занятыми в розничной торговле. Ведь увеличение издержек почтовых каналов поставки несколько выровняет условия работы на потребительском рынке и «подвинет» зарубежных конкурентов.

Леонид ФРИДКИН