$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Груз под защитой договора

04.12.2007

Хозяйственные суды Республики Беларусь и других государств СНГ ежегодно рассматривают большое количество споров, связанных с перевозками грузов в международном сообщении. Эти споры вызваны несовершенством регулирования транспортно-экспедиционной деятельности на уровне национального законодательства участников перевозок и не в последнюю очередь тем, что в рамках СНГ, ЕврАзЭС и других аналогичных структур до сих пор не принят международный договор, который бы устранил коллизионные нормы, снизил градус конфликтности отношений в столь непростой отрасли.

Нужда в таком документе чрезвычайно острая. Именно поэтому на недавнем заседании в Казахстане Совета председателей арбитражных, экономических и хозяйственных судов стран СНГ по инициативе белорусской стороны был поднят вопрос об активизации работы над проектом международного договора. Какие положения проекта заслуживают внимания и обсуждения? С чем могут столкнуться грузоперевозчики на практике? О сути этого важного документа и перспективах его принятия мы попросили рассказать одного из разработчиков проекта Председателя ВХС, доктора юридических наук, профессора Виктора КАМЕНКОВА.

Надо отметить, что целенаправленная работа над международной унификацией регламентации отношений в сфере транспортной экспедиции была начата еще в 1933 г. Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). В итоге появился проект конвенции, который, к сожалению, так и не удалось подписать главным образом по причине нежелания некоторых объединений экспедиторов поступаться своими национальными интересами.

Проект похожего документа создан и в рамках СНГ. Именуется он так: Конвенция о порядке и условиях осуществления транспортно-экспедиционной деятельности на рынке транспортных услуг государств — участников СНГ (далее — проект Конвенции).

Предполагается, что для предприятий, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги в международном сообщении, она будет иметь обязательную силу. Причем действие Конвенции предлагается распространить на предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 ст. 1), а предметом договора должны быть не только грузы, но и пассажиры.

Любопытно, что проект Конвенции содержит многие характерные особенности, присущие для национального законодательства различных государств, поэтому выглядит несколько противоречивым и вызывающим споры. Во всяком случае представителям разных государств захочется отстаивать более близкие и понятные для них положения. Что же, вот и готовое поле для дискуссий!

Для повышения ответственности и качества услуг транспортно-экспедиционная деятельность, осуществляемая на территории государств — участников Конвенции, подлежит обязательному лицензированию (ст. 4).

Важно, что проект Конвенции, предусматривая заключение договора транспортной экспедиции, содержит и его существенные условия: «Транспортно-экспедиционная услуга оказывается по договору транспортной экспедиции от своего имени, или от имени клиента, или от имени транспортного агента за вознаграждение и за счет клиента.

Договором транспортной экспедиции должны быть предусмотрены процедура, обязанности и ответственность экспедитора, транспортного агента, оператора смешанной перевозки груза, транспортно-экспедиционного предприятия за организацию и выполнение транспортно-экспедиционной услуги.

Наличие и содержание договора транспортной экспедиции могут быть доказаны только в письменной форме. Заключение договора транспортной экспедиции может подтвердиться составлением транспортного документа, выдаваемого экспедитором. Договор транспортной экспедиции представляется по форме, согласованной государствами-участниками в КТС СНГ» (ст. 7).

Подробно раскрываются содержание и виды транспортно-экспедиционных услуг, и в этом, замечу, одно из достоинств проекта Конвенции. К ним предлагается относить следующие виды услуг: транспортные, экспедиционные, логистические, коммерческие и информационные. Раскрывается и понятие каждой из них:

«Транспортные услуги — перевозка грузов (пассажиров), погрузочно-разгрузочные операции, складские и терминальные операции.

Экспедиционные услуги — подготовка груза к доставке, упаковка, маркировка, счет, взвешивание, прием и сдача, сборка и консолидация крупных партий, организация доставки, охрана и сопровождение грузов в пути, ведение расчетных операций.

Логистические услуги — координация и организация доставки с использованием сложных схем и маршрутов следования с привлечением нескольких видов транспорта.

Коммерческо-правовые — комментарии и правовое сопровождение доставки, разрешение конфликтных ситуаций, оформление отношений с государственными и контролирующими органами, розыск недостающих и пропавших грузов.

Информационные — документальное сопровождение транспортно-экспедиционных операций и уведомление клиентов о местонахождении и состоянии груза» (ст. 8).

Предлагается в проекте Конвенции значительно упорядочить отношения по оформлению документов по транспортно-экспедиционной деятельности. «Экспедитор, транспортный агент, оператор смешанной перевозки груза, транспортно-экспедиционное предприятие, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность от своего имени, после принятия груза в свое ведение обязаны по требованию клиента выдать транспортный документ (коносамент) на смешанную перевозку, транспортно-экспедиционную накладную и другие документы, предусмотренные международным законодательством. Единая проформа транспортного документа должна быть основана на принятых в международном документообороте единых требованиях, согласована национальными ассоциациями экспедиторов и утверждена на КТС» (ст. 10).

В настоящее же время, как известно, в отдельных государствах нет определенных и четких требований, предъявляемых к документам о транспортно-экспедиционной деятельности (содержание таких документов только приблизительно известно, формы не установлены, порядок оформления не определен).

Представляют интерес и нормы проекта об ответственности участников транспортно-экспедиционных отношений. Грузоотправитель должен будет возмещать экспедитору, транспортному агенту, оператору смешанной перевозки груза, транспортно-экспедиционному предприятию ущерб, вызванный неточностью или недостаточностью данных об общем характере груза. В прочих случаях грузоотправитель отвечает за любой ущерб, причиненный по вине грузоотправителя, его служащих или агентов, действующих в пределах предоставленных им полномочий (ст. 14). Предусмотрена также ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в доставке, если обстоятельства, вызвавшие такой ущерб, имели место в то время, когда груз находился в ведении экспедитора (ст. 15).

В проекте Конвенции предлагается сохранить обязательный претензионный порядок урегулирования спора до обращения в суд.

В этом же проекте предлагается решить некоторые вопросы транспортного агентирования. По договору транспортного агентирования одна сторона (транспортный агент) обязуется за вознаграждение за счет и от имени другой стороны (клиента) организовывать выполнение транспортно-экспедиционных услуг (ст. 19). Существенными условиями названного договора называются: наименование и адреса сторон; наименование пункта (пунктов) отправления и назначения; перечень транспортно-экспедиционных услуг, организацию выполнения которых обеспечивает транспортный агент; размер вознаграждения транспортного агента. В договор транспортного агентирования по соглашению сторон могут включаться и иные условия (ст. 20).

Можно надеяться, что в результате совместных активных усилий заинтересованных сторон, в т.ч. Исполкома СНГ, будет получен желаемый и ожидаемый многими субъектами хозяйствования различных государств высокопрофессиональный международный договор в области транспортно-экспедиционной деятельности. Приглашаю уважаемых коллег и специалистов к дискуссии по этому поводу.