$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГРОЗДЬЯ РЕФОРМ НАЗРЕВШИХ И ПЕРЕЗРЕВШИХ©

22.05.2012

Очередной доклад МВФ о ситуации в Беларуси — вероятно, самый содержательный и откровенный из всех подготовленных фондом для нашей страны. Помимо традиционно-протокольного одобрения усилий властей, призывов подтвердить приверженность реформам как условия выделения нового кредита, документ содержит весьма нелицеприятный анализ причин нынешнего состояния белорусской экономики, противоречивости и непоследовательности действий правительства и угроз очередного кризиса, который ждет Беларусь при сохранении административно-командных методов управления.

По мнению авторов доклада, причины прошлогоднего кризиса и угроза его повторения кроются в экономической политике белорусских властей. В отсутствие структурных реформ основные экономические показатели Беларуси могут ухудшиться. МВФ считает, что до сих пор наша модель экономического роста опиралась в основном на сочетание внешнего заимствования и дешевых энергоресурсов, а не на рост производительности. На рынке труда доминируют госпредприятия, мобильность трудовых ресурсов незначительна. Доходность капитала остается неизменной, а направляется он в основном в сектора с низкой и снижающейся доходностью. Экономика страдает от значительных дисбалансов сбережений/инвестиций. Конкурентоспособность на мировой арене снизилась, количество рабочей силы не растет и будет только сокращаться по мере старения населения.

Государственная поддержка экономики стимулировала внутренний спрос, но не привела к росту производительности труда. План властей по либерализации экономики, изложенный в Директиве № 4, может способствовать развитию частного сектора, хоть и не является комплексным, отмечает МВФ, но выборочное решение вопросов может усугубить, а не ослабить перекосы в экономике.

Структурные реформы продвигались медленно, с отступлениями. Широкой поддержкой в обществе они не пользуются, а потому и результаты получились соответствующие. Либерализация цен была частично отменена: если в начале 2011 г. регулировалось около 20% корзины потребительских цен, то к концу года — приблизительно 25–30%. Низкими остаются показатели приватизации и реформ предприятий. Мало сделано в части ужесточения бюджетных ограничений госпредприятий, содействия развитию конкуренции или укреплению корпоративного управления.

Положение с реформой банковского сектора, либерализацией торговли и политикой в области конкуренции улучшается медленно. Меры административного контроля препятствовали реформам и содействовали распространению неэффективности. Одна из причин — навязывание обязательных целевых показателей роста ВВП, объема производства, инвестиций и т.п. Они заставляют предприятия ориентироваться на максимизацию не прибыли, а объема производства, невзирая на издержки. Перекрестное субсидирование (которым «наказывают» сильные компании, поддерживая слабые), негибкий рынок труда и государственный контроль за инвестициями привели к перекосам в распределении факторов производства и ресурсов, в то время как у производителей, работающих с мягкими бюджетными ограничениями, не было стимулов повышать эффективность. Банковский сектор, в котором доминируют госбанки, предоставлял свободный доступ к финансированию. Административное регулирование цен заглушало рыночные сигналы.

Государственное вмешательство в распределение ресурсов усугубило перекосы. Госпредприятия не заинтересованы в зарабатывании прибыли, значительная часть которой все равно изымается в бюджет. Перекрестное субсидирование и периодическое слияние убыточных компаний с хорошо работающими только ухудшают положение. Значительные ресурсы направляются на государственные программы для отраслей или конкретных предприятий — 5,5% ВВП в виде чистого кредитования в 2011 г., но они не выбираются на прозрачной и рыночной основе.

МАЛО ЧТО даст Беларуси в условиях отсутствия реформ экономическая интеграция с Казахстаном и Россией. Присоединение к Таможенному союзу снизило тарифные барьеры, но остались нетарифные: ограничения на импорт и квоты, лицензионные требования, непрозрачное регулирование. Свободное движение капитала и рабочей силы в рамках ЕЭП требует благоприятных условий для инвесторов, гибкости товарного рынка и рынка труда для предотвращения бегства капитала и эмиграции рабочей силы. Беларусь выиграла бы от дерегулирования товарного рынка и либерализации торговли и финансового рынка, полагают авторы доклада, а вот отсутствие реформ грозит серьезным отставанием от союзников, которые их уже провели.

Поэтому Беларуси необходима многоплановая структурная реформа, считают в МВФ. Устранение перекосов цен, развитие рыночных стимулов и конкуренции являются приоритетными задачами для восстановления эффективных соотношений факторов производства, улучшения распределения ресурсов и изменения отраслевой структуры экономики в соответствии с ее сравнительными преимуществами. Для этого также требуется постепенно отменить административные экономические целевые показатели, ускорить дерегулирование товарного рынка, приватизацию, реформу финансового сектора, развитие малых и средних предприятий, сократить вмешательство государства в деятельность предприятий и обеспечить равные условия для всех. «Выигравших» следует «поддерживать», советуют авторы доклада, позволяя им работать в рыночных условиях и обходиться без какой-либо господдержки. Правительству следует прекратить разовые изъятия прибыли и отменить обязательную продажу валютной выручки. Это позволит увеличить экспорт и, в конечном итоге, репатриацию капитала. «Проигравшие» должны пользоваться господдержкой в виде прямых субсидий производителям с указанием срока их прекращения.

Кроме того, МВФ советует пересмотреть роль государства в экономике с уделением основного внимания развитию институтов и обеспечению верховенства закона. В целях содействия распределению ресурсов и ограничения возможностей для извлечения ренты необходимо прекратить устанавливать количественные целевые показатели и заменить их индикативными рыночными контрольными показателями. МВФ призывает принять новый закон о банкротстве, позволяющий компаниям упорядоченно уходить с рынка, а также разработать законодательную и институциональную основы антимонопольного регулирования.

В докладе отмечается необходимость укрепления подотчетности госпредприятий и совершенствования корпоративного управления. Права государства как собственника следует четко определить, чтобы его отношения с госпредприятиями стали отношениями между независимыми сторонами. Важное место здесь отводится переходу на МСФО. Программа листинга крупных госпредприятий на международных фондовых биржах и четкие, прозрачные и конкурентные процедуры приватизации помогут привлечь инвесторов и ограничить возможности для вывода активов. Компании, включая государственные, должны публиковать свою годовую отчетность, прошедшую аудиторскую проверку, а ведущие — и квартальную, предоставляя четкую информацию широкой общественности о своих финансовых результатах. В то же время предлагается повысить операционную автономию руководства госпредприятий. В целях усиления стимулов для менеджеров к повышению эффективности и максимизации прибыли рыночные индикативные показатели следует включить в их контракты. Систематическое невыполнение рыночных целевых показателей должно вести к замене руководства и/или приватизации, реструктуризации либо ликвидации предприятий.

РЕФОРМЫ реального сектора в Беларуси давно назрели, считают в МВФ, а их задержка еще больше ослабит основные индикаторы. «Директора приняли к сведению заинтересованность властей в договоренности, поддерживаемой ресурсами фонда. Они подчеркнули, что для этого будет необходима твердая приверженность высших должностных лиц прочной и последовательной стабилизации и стратегии реформ», — говорится в заявлении МВФ. Однако из доклада видно, что особых иллюзий по поводу белорусских реформ у фонда нет. Последствия могут быть печальными.

Стремление к достижению высоких показателей экономического роста и зарплаты может вызвать новый виток раскручивания инфляции и девальвации и создать угрозу среднесрочной устойчивости бюджета и долга, говорится в пресс-релизе МВФ.

Если даже не делать столь резких движений, то фонд прогнозирует, что инфляция в текущем году составит 38,4%, опустится до 20% в 2014 г., в 2015-м — до 13%, а до 6% — только в 2017-м. Кроме того, по оценке МВФ, произойдет замедление темпов роста ВВП в 2012 г. до 3%, хотя официальный прогноз 5–5,5%. Однако по базисному сценарию фонда выйти на 5-процентный рост ВВП нам удастся лишь к 2017 г. Между тем дерегулирование товарных рынков до уровня соседних европейских стран дало бы Беларуси, по расчетам фонда, 3,5% годового роста производства, финансовых — еще 2,3%, снижение импортных тарифов — еще 0,05%.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ особенность доклада — многочисленные ссылки на исследования, эмпирически доказывающие, что экономические реформы в разных странах и при различных обстоятельствах решали проблемы, обеспечивали выход из кризисов, возобновляли рост и улучшали благосостояние населения быстрее, надежнее и с меньшими издержками, чем вмешательство государства. Похоже, специалистам МВФ изрядно надоело слышать, как белорусские чиновники и «эксперты» то поносят рыночные постулаты или делают из них прямо противоположные выводы, то заявляют об их неприемлемости в наших «особых условиях» или ссылаются на мировой опыт, выдергивая из него отдельные (выгодные для своих «теорий») элементы, не обращая внимания на общую картину, реальные причины и конкретные следствия. А потому доклад выглядит путеводителем для повышения квалификации белорусов на случай, если они пожелают строить свою экономику на основе объективных экономических законов и последних достижений мировой экономической науки. Осталось только изучить три десятка заботливо перечисленных в приложении к докладу источников и сделать из них соответствующие выводы — если, конечно, хватит терпения и знания английского языка. Впрочем, языковый барьер здесь — наименьшее из препятствий.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях