$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

Грибы, ягоды и социализм

05.03.2010

Популярность отдыха в Беларуси постоянно растет, особенно у жителей соседних стран, в первую очередь России, Литвы, Латвии и Украины. Туристические базы и дома отдыха уже в начале весны полностью обеспечены клиентами на весь летний сезон. В такой ситуации предложения сельских усадеб оказываются как нельзя кстати. Как укрепить позиции агроэкотуризма на белорусском рынке туруслуг обсуждали участники международной специализированной конференции «Агроэкотуризм — состояние и перспективы развития», прошедшей в Минске на прошлой неделе.

По сравнению с началом прошлого года число коммерческих сельских усадеб в стране выросло в 1,9 раза, до 884, количество туристов, отдохнувших в них, — почти в два раза, до 70 тысяч, а выручка — в 2,3 раза, до 5,3 млрд. Br. Между тем во всем мире доходы «зеленых туров» в 2009 г. упали почти на треть. В прошлом году из-за высоких цен на заграничный отдых гостями агроусадеб на 80% стали белорусы. Средняя цена на услуги составила 10–12 USD в сутки.

Агентом правительства по обслуживанию программ поддержки АПК, в т.ч. не имеющей аналогов в СНГ финансовой программы по развитию сельского туризма, является ОАО «Белагропромбанк». Его кредитной поддержкой на 1 января т.г. воспользовались 302 субъекта агроэкотуризма. Из них 105 проектов реализуются физлицами, для которых агроэкотуризм — основной вид деятельности и дохода (69 — безработные, 36 — пенсионеры). Сейчас кредит имеют все субъекты агроэкотуризма Гродненской области. Кроме кредитования, Белагропромбанк оказывает субъектам агроэкотуризма информационную и методологическую помощь по обслуживанию туристов, организации ежегодного конкурса «Лучшая агроэкоусадьба года». В 2009 г. победителями в номинации «Сохранение белорусских традиций» признаны Наталья Фурс (кузнечная усадьба «Трабутишки», Витебская обл.); Нина Гловацкая (усадьба «Полесские традиции», Брестская обл.); Александр Масло (усадьба «Затерянный рай», Гомельская обл.). Самой «Зеленой усадьбой» жюри сочло объект Петра Синяпкина («Трычоўскі маентак», Минская обл.); за «Стиль и гармонию» награжден Анатолий Пигулевский (усадьба «Панский сад», Гомельская обл.); приз за «Гостеприимство» присужден Лидии Калаксузовой (усадьба «Ганка», Минская обл.); Гран-при конкурса получила Оксана Сальковская (усадьба «Над Неманом», Гродненская обл.).

Потенциал для развития сельского туризма используется далеко не в полной мере, считает замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга. Так 40% агроусадеб уже исчерпали свой ресурс роста. Есть лишь 17 туристических комплексов на базе СПК, всего 3 этнографических музея. Чтобы расширить географию услуг, надо создавать условия для приема туристов на базе родовых исторических усадеб, считает Ч.Шульга. Только где их взять после всех войн и революций? Около 1000 усадеб требуют реконструкции, а на нее нужны немалые деньги. Поэтому в 2010 г. часть усадеб будет продана за одну базовую величину, часть — на конкурсной основе.

Неплохим ресурсом развития сельского туризма признаны бывшие колхозы. Иностранные эксперты считают этот «эксклюзив», как и ягодные туры на болото, существенными козырями Беларуси в международной конкуренции. Западных туристов удивляет архитектурное социалистическое наследие, чудом уцелевшее в центре Европы. Может, в этом и таится нынешняя суть национальной самобытности белорусов?

Правительство планирует в течение трех лет довести количество усадеб до 3 тыс., создав для этого необходимые условия. Среди них — корректировка Указа от 2.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», предполагающая увеличение числа комнат для размещения гостей с 5 до 10, продление действия Указа до 2020 г., включение в состав субъектов агроэкотуризма, помимо физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств, иных сельхозорганизаций. Это позволит 1,4 тыс. СПК получить доступ к кредитам.

Развитие агроэкотуризма должно остановить деградацию сельских районов, снизить темп урбанизации, укрепить региональное сотрудничество, создать новые рабочие места для местного населения. «Если забыть о том, сколько вложено, то можно даже вести речь о небольшой прибыли, — говорит хозяин усадьбы «Елочки — holliday» Виктор Ершов. — Пока за три года бизнес не окупился даже наполовину. А конкуренция растет. Партнерские отношения установить с коллегами по бизнесу, как правило, практически невозможно».

Альтернативой существующей системы обслуживания туристов может стать сетевое обслуживание через создание региональных туристических структур. Опытом маркетинга в этой сфере поделился глава Центра по туризму, паломничеству и рекреационным исследованиям Департамента исследований географии и окружающей среды университета Хайфы (Израиль) Йоель Мансфельд. Он отметил, что, как правило, уровень маркетинга в малом бизнесе невысок. Поэтому систему бронирования можно централизовать, чтобы турист мог в любой гостинице получить информацию и забронировать место в региональной сети. Все участники такой сети получают от этого дополнительный доход, а потому заинтересованы в ее работе. Таким образом, региональные системы равномерно распределяют доход их участников, создают благоприятную для развития среду партнерства, а не конкуренции.

В 2010 г. БОО «Отдых в деревне», представляющее интересы субъектов агроэкотуризма, планирует учредить структуру, в которую войдет центр бронирования туров, создать новые информационные сайты. Ведь из-за отсутствия Интернета в деревнях большинство владельцев сельских усадеб не могут продвигать свои услуги за рубежом.

Чтобы достойно принимать иностранцев, Беларуси еще многое предстоит изменить, считает председатель Европейского центра эко- и агротуризма Германии Маттиас Беренс. Это и пересмотр визового режима для иностранных гостей, и отказ от их регистрации в местных отделениях внутренних дел. Чтобы улучшить качество сервиса агроусадеб, кредитную программу Белагропромбанка необходимо переориентировать на финансирование только тех проектов, которые соответствуют высоким экологическим критериям. Необходимо интегрировать международные программы ЕС по распространению иностранных языков, организации бесплатных уроков для всех занятых в агротуристической сфере, улучшить транспортное обслуживание. В частности, дополнить указатели английским вариантом географических названий. Белавиа и БЖД пора продавать билеты в режиме online через Интернет, принимая оплату с помощью кредитных карт. Для развития сельского туризма нужна соответствующая инфраструктура, обеспечивающая современные стандарты обслуживания в сочетании с самобытностью продукта.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ