Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Исследования, рейтинги
08.01.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Грэйди МИНЗ: "...Ни одна страна не может поддерживать свой рост без сочетания политической и экономической свобод"

-- В одной из своих книг "Мудрость высших руководителей" вы утверждаете, что циклы развития бизнеса ускорились. Чем это вызвано? -- За последние 20 лет цикл изменений ускорился, и это трансформировало правила ведения бизнеса. В глобальном смысле пер...

-- В одной из своих книг "Мудрость высших руководителей" вы утверждаете, что циклы развития бизнеса ускорились. Чем это вызвано?

-- За последние 20 лет цикл изменений ускорился, и это трансформировало правила ведения бизнеса. В глобальном смысле перемены в бизнесе наблюдались каждые 100, 50, 20 лет. Теперь они меняются каждые два-три года, влияя на образ мышления руководителей бизнеса и ваше мнение относительно того, как деловые и государственные институты действуют в конкретно взятой стране. Взять, к примеру, 30-е годы, когда большие экономики реструктурировали рынки капитала. Была проведена налоговая реформа, отменен госконтроль и сокращен дефицит государственного бюджета. Контроль над инфляцией привел к реальным процентным ставкам по заемному капиталу. В свою очередь компании были вынуждены уделить повышенное внимание производительности труда и менеджменту оборотного капитала.

Все это сопровождалось агрессивным притоком импорта и капитала из развивающихся стран в развитые экономики. В течение 80-х годов компании Азии и других стран захватили главные позиции на рынке капитала. К концу 80-х только около 50% американских компаний сосредоточивались на своих внутренних рынках, в отличие от 80% ранее. Это был большой сдвиг в направлении международного бизнеса в форме торговли и прямых инвестиций.

Огромные политические изменения произошли в начале 90-х, когда многие страны стали принимать западную экономическую модель приватизации, демократизации, снижения торговых барьеров и отказа от вертикально интегрированных рынков капитала. Мировая экономика стала более гибкой -- в Восточной Европе, Латинской Америке и, конечно, в США и Великобритании, а политики в это время продолжали работу по дерегулированию и открытию рынков. Были разработаны новые двусторонние и многосторонние торговые соглашения главным образом для того, чтобы привлечь инвестиции и снизить торговые ограничения. В 1993--1996 годах экономика начала интегрироваться. Огромное число корпоративных приобретений привело к появлению глобальных стратегий продаж, платформ поставки и систем дистрибуции. Это изменило природу компаний, которые ранее полагались на свои местные рынки и торговые марки. Теперь им необходимо было иметь глобальную направленность действий и большее количество капитала. Технология ускорила эту тенденцию. Появилась возможность покупать более мощные информационные технологии по гораздо более низким ценам, вследствие чего компании начали перестройку всех цепей поставок. Сегодня этот процесс привел к применению Интернета и стратегий "бизнес-клиент".

-- Как бы вы определили бы новую экономику?

-- Новая экономика построена на изменениях прошлых двух десятилетий, о которых я говорил выше. Ключевые концепции новой экономики включают в себя привлечение внешних источников, декапитализацию и методику применения капитала. Наконец, существуют общие технологические усовершенствования в области управления компаниями с полным применением Интернета.

Новая экономика объединяет все эти факторы и трансформирует все индустриальные секторы. Правительства также применяют эти методы, чтобы стать гораздо более эффективными в своей работе. Этим подходом может воспользоваться любое крупное предприятие, государственное или частное. Изменились в целом и понятия о престиже торговой марки. Такова новая экономика.

Наиболее заметны эти преобразования в Соединенных Штатах, являющихся лидером по использованию сетевой технологии и применению большинства направлений, о которых я говорил выше.

-- Расскажите, пожалуйста, о стратегиях "бизнес -- бизнесу". Как они будут формировать новую экономику?

-- Стратегии "бизнес -- бизнесу" создают очень интересные возможности, потому что они значительно отличаются от иных розничных сделок, присущих операциям "бизнес -- клиенту". "Бизнес -- бизнесу" означает, что ведущие игроки в каждом индустриальном секторе просчитывают, как преобразовать их большие индустриальные производственные организации в меньшие, базирующиеся на капитале посредством привлечения внешних источников и распродажи долей. Во многом так, как это сделала группа "Cisco Systems".

Cisco -- одна из дорогостоящих компания в мире. Она возникла стихийно, полностью декапитализирована, сама производит очень мало. Тем не менее это производственная компания, ее продукт -- сетевые и компьютерные переключатели. Cisco может быстро спроектировать новые изделия, нанять людей, чтобы оперативно их произвести, контролировать соответствующие сети внешних поставок, поддерживая при этом сильный престиж марки. Клиенты могут заказывать поставку непосредственно от Cisco, зная, когда их заказ будет выполнен и когда он будет поставлен. Это значительно снижает расходы на проведение операций. Успех компании обусловлен гибкостью, а также способностью разрабатывать новые продукты и быстро выводить их на рынок.

Такая стратегия открывает возможность и другим игрокам предлагать свое участие в создании продуктов Cisco. В 1999г. цепи поставок во многих случаях находились внутри четырех стен компании. Теперь они вне этих стен. Cisco ищет хороших игроков меньшего масштаба, которые могут участвовать в отдельных частях цепи поставок. Привлечение внешних поставщиков может распространяться на другие функции, такие как финансовый учет, а поставщики могут даже стать опорой самой компании. Словом, Интернет, декапитализация больших компаний и создание сетей "бизнес -- бизнесу" изменили закрытую игру, заменив ее на открытую.

-- Какие преимущества могут получить от этих изменений развивающиеся страны и страны с переходной экономикой?

-- Игроки из развивающихся стран теперь получили возможность участвовать во многих функциях производства и обслуживания. Скажем, теперь вы можете просто построить здание, нанять для работы в нем тысячу толковых людей, найти достаточно электроэнергии для питания компьютеров, установить хорошую спутниковую антенну и предлагать свои услуги любой компании в мире.

Таким образом, ныне развивающиеся страны могут производить доход, который может перемещаться с помощью электроники. Валютный контроль сейчас менее строгий, поэтому местные предприниматели могут делать серьезные деньги, инвестировать. Предприятию больше не нужно ждать того, кто его приватизирует, использует приватизированные фонды для построения инфраструктуры, а затем развернет эту инфраструктуру с целью создания конкурентных производственных преимуществ.

-- Какие политические условия должны сопутствовать развивающимся странам и государствам с переходной экономикой, чтобы воспользоваться преимуществами новой экономики?

-- Они должны понять, что экономический национализм более не принесет им пользы. Они должны реструктурироваться в сторону отхода от вертикальных рынков капитала, через которые капитал неэффективно перемещается в местные компании, не конкурентоспособные на глобальном рынке. Барьеры для распространения сетевых технологий должны быть уменьшены, построение сетей ускорено, а системы телекоммуникаций приватизированы. Эти страны также должны гарантировать репатриацию прибыли инвесторов. Наконец, нужно добиться того, чтобы руководство компаний соответствовало скоростным и точным трансформационным методам сетевой технологии и огромным возможностям, которые она предоставляет этим странам, чтобы они оказались среди победителей. Если развивающиеся и переходные экономики не проведут этих перемен, они нанесут вред сами себе, сопротивляясь непреодолимым тенденциям в мировой экономике. Неповоротливые просто останутся позади.

-- Насколько важна защита прав интеллектуальной собственности в развивающихся и переходных странах?

-- Трудно гарантировать соблюдение прав интеллектуальной собственности в Интернете. Идеи приходят и уходят очень быстро, так что невозможно предположить получение патента на идею, которую затем можно "доить" 8--10 лет. На это попросту нет шансов, если только вы не создадите компанию, которая будет продолжать вводить инновации, совершенствовать свои идеи и осуществлять проекты, а также наращивать престиж своих торговых марок и интеллектуальную собственность. Вы не можете остановиться, независимо от того, насколько успешным является ваш бизнес. В некоторой степени проблема с защитой прав интеллектуальной собственности стоит сейчас острее, чем десятилетие назад.

С другой стороны, если в некоторых государствах продолжают нарушать права интеллектуальной собственности, контрактное право и принятые стандарты бизнеса, инвесторы будут осторожны в работе с этими странами. Новая экономика и глобализация позволяют развивающимся странам открывать обширные новые рынки.

-- Как вы думаете, существует ли потребность в регулировании?

-- Уверен, что да. Рынки должны быть справедливыми. Если финансовые или операционные данные идут через Интернет, они должны проверяться. Но это означает, что финансовый учет должен перейти от накопительной методики данных к перспективной. Информация должна анализироваться в реальном масштабе времени, а не ежеквартально или ежегодно, потому что это определяет, как быстро можно принять решение и применить эту информацию.

Конечно, нам необходимы новые методы регулирования так же, как мы нуждаемся в новом уровне деловой дисциплины. Компания Cisco, один из известных больших игроков в мире, закрывает счета ежедневно, а не ежеквартально или ежегодно. За счет этого там могут четко проводить сделки, знать свое финансовое положение и поддерживать ежедневную дисциплину управления компанией. Такие хорошо управляющиеся большие компании, работающие по принципу "бизнес -- бизнесу", как Cisco, пользующиеся высоким авторитетом -- явление неслучайное.

-- Какова роль демократизации в движении новой экономики вперед?

-- Без политической свободы невозможны преобразования экономической либерализации, в основе которой лежит свободное движение капитала, свободный обмен идеями, активное предпринимательство, направление потоков капитала в места их лучшего использования. Страны, которые думают, что они справятся сами при вхождении в новую экономику, не добьются успеха. В этой новой игре ни одна страна не сможет поддерживать свой рост без сочетания политической и экономической свобод.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by