$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

ГРАНИЦА - МЕСТО ДЛЯ СПОРОВ©

05.10.2012

Cудебные споры с участием таможенных органов чаще всего связаны с вопросами классификации товаров и корректировкой заявленной при ввозе товаров в Беларусь таможенной стоимости, рассказала на 3-й Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Татьяна ПРОТАЩИК.

Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров после того, как они уже вовлечены в гражданский оборот. В случае выявления ошибки таможенники сами классифицирует товары. Кроме того, разногласия случаются при присвоении кодов товарных позиций ТН ВЭД, несогласии с результатами исследований, проводимых Центральной таможенной лабораторией, с выводами таможенных органов о технических характеристиках, функциональном назначении и составе товаров, с использованием таможенными органами для классификации товара информации производителей в случаях его переоборудования в процессе эксплуатации до ввоза в Беларусь.

Распространенной причиной заявления субъектами неверного классификационного кода товара в Грузовой таможенной декларации является использование кодов, содержащихся в товаросопроводительных и коммерческих документах, выдаваемых производителями, сертификатах уполномоченных организаций, таможенных документах страны производителя и иных стран, в которые ввозился товар.

Обжаловать решения или действия таможенного органа можно в административном и судебном порядке, причем последний остается наиболее популярным среди участников ВЭД. В практике таможенного декларирования товаров существуют отдельные факторы, способствующие совершению правонарушений, результатом которых являются доначисления таможенных платежей и штрафные санкции. К таким факторам можно отнести неурегулированность системы контроля со стороны таможенных органов на стадии заявления декларантом классификационного кода товара, что влечет неоднократные, а иногда и многочисленные случаи ввоза товаров в республику с присвоением неверного кода.

Между тем таможенные органы должны на стадии декларирования проверять обоснованность отнесения товара к тому или иному коду.

Самыми многочисленными являются заявления об обжаловании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. За 2011 г. хозяйственными судами рассмотрено 56 заявлений таможенных органов и 55 — субъектов хозяйствования, причем по первым требования удовлетворены в 42 случаях, а по вторым — в 14.

Основной причиной принятия судами решений не в пользу таможенных органов является нарушение последними положений Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Обоснование о невозможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости и вынесение решения о ее корректировке не всегда соответствуют законодательству. При этом от участников ВЭД требуют доплаты таможенных платежей, хотя декларанты изначально представляют пакет документов, достаточный для определения и подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Различие цены сделки и ценовой информации, имеющейся у таможенного органа и не относящейся непосредственно к совершенной сделке, без связи с другими обстоятельствами дела не может свидетельствовать о недобросовестности декларанта и рассматриваться как доказательство недостоверности сведений о цене сделки либо наличия условий, влияние которых на таможенную стоимость не может быть количественно определено, считает Т.Протащик.

Таможенные органы вправе проверять достоверность заявленных сведений после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания их нахождения под таможенным контролем. Таможенный орган может подтвердить или опровергнуть свои предположения, не исключается проведение дополнительной проверки и в дальнейшем корректировка таможенной стоимости товаров с уплатой таможенных платежей. Но при этом нужно документально и на основе норм таможенного законодательства подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной цены спорных товаров их рыночной стоимости.

Одним из таких оснований является отсутствие документального подтверждения заявленных декларантом сведений. При этом таможенные органы предъявляют претензии как к количеству представляемой документации, так и к ее содержанию. Между тем отсутствие у декларанта по объективным причинам документов, подтверждающих таможенную стоимость, не свидетельствует о неопределенности или недостоверности сведений, если они подтверждаются другими документами. Складывается тенденция обоснованности заявлений субъектов хозяйствования о признании недействительными решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров.

Суды озабочены наличием в некоторых случаях формального подхода таможенников к определению перечней дополнительно запрашиваемых документов, представление которых не всегда имеет значение для определения таможенной стоимости товара. Это зачастую влечет корректировку лишь из-за непредставления запрошенных документов без достаточного обоснования признания необъективными причин их непредставления. Суды рекомендуют комплексно оценивать представляемые документы и сведения и значения каждого из них для правильности определения таможенной стоимости товаров.

При проведении дополнительной проверки таможенным органам необходимо самостоятельно собирать и анализировать дополнительную информацию о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым, направлять запросы в госорганы и иные организации и отражать указанную информацию в принимаемых решениях. Нужно использовать таможенную экспертизу товаров и документов, а в случае сомнения в подлинности и достоверности представленных декларантом документов — инициировать направление запросов в зарубежные таможенные или другие компетентные органы.

Нельзя необоснованно требовать предоставления сведений, не влияющих на принятие решения по таможенной стоимости или не имеющих значения для выяснения всех обстоятельств сделки. Обязанность доказывания законности оспариваемого акта или действия госоргана возлагается на этот орган. Поэтому таможенники должны опровергнуть сведения декларанта и доказать невозможность использования представленных документов и заявленных декларантом сведений о стоимости товара в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказывать достоверность представляемых сведений. Но сегодня всем этим приходится заниматься суду.

Еще одна проблема — отсутствие единообразия в толковании и применении таможенного законодательства хозяйственными судами различных регионов. Нередко при рассмотрении идентичных ситуаций суды приходят к противоположным выводам, что негативно влияет на правоприменительную деятельность таможенных органов и эффективность таможенного регулирования, поскольку не позволяет им вырабатывать унифицированные подходы в применении законодательства.
 
Татьяна АБРАМОВИЧ