$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГРАФИК ЗАВОЕВАНИЯ МИРА©

09.01.2015

 

Представляя 29 декабря нового премьер-министра, Президент Александр Лукашенко назвал одной из первоочередных задач правительства диверсификацию экспорта. Это заявление можно было бы отнести к категории риторических — о необходимости разнообразить географию отечественной внешней торговли говорят уже давно и безуспешно. Но в конце прошлого года власти представили план перехода от слов к делу.

Еще недавно приоритет российского рынка сбыта выглядел для белорусских производителей бесспорным. Теперь же приходится искать альтернативные варианты. «Нельзя быть зависимым только от одного или полутора рынков, — заявил Президент. — Да, Россия — наши братья, наши друзья, но вы видите, как они порой себя ведут: один делает одно, второй не знает, что делает первый. Поэтому нам надо обязательно диверсифицироваться, чего бы это ни стоило». Одновременно велено не уходить с российского рынка, а «работать там на порядок эффективнее, энергичнее занимать освобождающиеся товарные ниши».

Заметим, что «уйти» было бы затруднительно: доля России в общем объеме белорусского товарооборота выросла с 44,9% в 2011 г. до 48,9% в январе–ноябре 2014 г., в т.ч. экспорт с 34% до 42,4%, а импорт — с 54,5% до 54,8%, причем по итогам 11 месяцев прошлого года наш экспорт в РФ сократился на 6,5%, а импорт — на 2%. Одним из способов компенсации этих потерь власти считают изменение географии поставок. Идея эта не нова — в 2013–2014 гг. даже устанавливались задания по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки. Правда, тогда дело ограничивалось общим лозунгом и росписью заданий министерствам, концернам и исполкомам — например, на общую сумму 1155 млн. USD в 2013 г. и еще более скромные 241,5 млн. (без нефтепродуктов) в 2014-м. При этом особых достижений на дальних берегах замечено не было. Хотя в январе–октябре 2014 г. в республике зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций с 201 страной мира, причем товары поставлялись на рынки 158 государств, импортировалась продукция из 183 стран, на долю пяти стран приходилось 71,3% отечественного экспорта, а 20 стран — 91,5% (в 2011-м — 71,9% и 90,8%). Таким образом, за 4 года почти ничего не изменилось.

Теперь за диверсификацию обещан «жесточайший» спрос. Впрочем, еще до смены правительства постановлением Совмина от 24.12.2014 № 1239 было дано задание государственным органам и организациям по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки на 253,54 млн. USD — немногим больше, чем в прошлом году. Однако в отличие от предыдущих аналогичных документов в постановлении № 1239 приведены показатели прогноза экспорта товаров по всем государствам СНГ, по 45 странам на разных континентах персонально и еще по 61 — «оптом». Интересно, что наибольшие темпы роста ожидаются по поставкам в развитые страны — например, в Финляндию и Австралию — на 12%, США — на 15%, а в Швейцарию и Японию — на 20%. Эти параметры выглядят не менее оптимистично, чем прогноз спада экспорта в Россию на 1% и Украину — на 7%.

Для реализации этих планов постановлением Совмина от 23.12.2014 № 1235 за министрами, дипломатами и руководителями облисполкомов персонально закреплены страны, где власти надеются найти новые рынки сбыта, а также отдельные регионы России. Координатором здесь назначен МИД: ему поручено готовить обязательные для выполнения решения об организации работы по наращиванию и диверсификации экспорта товаров и услуг, в т.ч. по заключению внешнеторговых контрактов, разработке соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности, организации переговоров и служебных командировок за границу, развитию товаропроводящей сети. Закрепленные должностные лица и МИД наделяются правом давать поручения министерствам и ведомствам, облисполкомам и Мингорисполкому по данным вопросам, а также проводить рабочие совещания, участие в которых представителей соответствующих госорганов (организаций) обязательно. Руководителям министерств и концернов, председателям облисполкомов и Мингорисполкома, администрации Парка высоких технологий и БелТПП поручено организовать планирование и практическую деятельность подведомственных организаций по вопросам диверсификации и наращивания экспорта, включая разработку и ежеквартальную актуализацию отраслевых и региональных планов мероприятий по достижению доведенных показателей прогноза экспорта и сальдо внешней торговли, бизнес-планов субъектов хозяйствования с учетом географической диверсификации продаж. Ежеквартально будут рассматриваться отчеты о проделанной работе.

Еще больше впечатляет детальный план первоочередных выездных мероприятий из 83 пунктов, призванных обеспечить рост экспорта. Традиционно большое место здесь занимают вопросы переговоров о поставках сельскохозяйственной и автомобильной техники, стройматериалов, мебели и продукции деревообработки, мясной и молочной продукции, полимеров и удобрений в страны СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки, предложений о создании там сборочных производств белорусской техники, оказания строительных услуг. Не забыта и тема военно-технического сотрудничества — от подготовки в Беларуси нигерийских военнослужащих до поставок продукции белорусского ВПК в Перу и оказание услуг по ремонту и модернизации военной техники. Есть и более оригинальные проекты, вроде проработки возможности создания на Кубе ИТ-кластера с участием белорусских специалистов. Некоторые направления прорабатываются уже давно и нуждаются в завершении. Так, в январе представители Минсельхозпрода РБ и ЗАО «Мясо-молочная компания» должны добиться в Джакарте принятия решения о выдаче разрешений на импорт белорусской молочной продукции, согласовать цены на поставки сухого молока на основе выданных в прошлом году советом муфтиев Индонезии сертификатов «Халяль» семи нашим молочным предприятиям. Планируется создать белорусский биржевой склад в г. Стамбуле, провести переговоры с швейцарскими компаниями об увеличении объемов и расширении номенклатуры поставок металлургической продукции, в Латвии — с ООО Woodison Terminal о заключении договора о вхождении в собственность нефтеналивного терминала.

Впечатляет пункт о решении в КНР «вопросов качества поставляемых тракторокомплектов, восстановлении репутации ОАО «МТЗ» на китайском рынке с выходом на заключение контракта на поставки тракторокомплектов в 2015 году; решения проблемы расчетов за поставленную фермерам продукцию, ускорения процесса создания сборочных производств тракторов в регионах Китая».

Наиболее смелыми выглядят пункты, посвященные выходу на рынки развитых стран. Так, на конец января запланирован визит делегации директората и глав маркетинговых служб 14 белорусских предприятий в Торонто и Монреаль с задачей продвижения текстильной, швейной, станкостроительной и продовольственной продукции на рынок Канады. В I полугодии предстоит организовать бизнес-форум в Японии, целью которого является «наращивание и диверсификация объема экспортных поставок, привлечение японских технологических и финансовых инвестиций».

Самым же масштабным в постановлении № 1235 можно считать план создания деловых плацдармов в США. Предполагается провести прямые переговоры и установить контакты с заинтересованными американскими чиновниками и бизнесменами по вопросам экспорта сельхозпродукции, развития сотрудничества в сфере сельского хозяйства и совместных проектов в области племенного свиноводства, разведения крупного рогатого скота, овцеводства, растениеводства, поставок в США калийных удобрений, продукции деревообработки, ликеро-водочных изделий, тракторов, трубной продукции. Весьма заманчивым выглядит «проработка вопроса о подписании соглашения о партнерстве между штатом Северная Дакота и Могилевской областью.

Еще несколько лет назад белорусским производителям втолковывали, что альтернативы евразийской интеграции не существует, ибо на Западе «нас никто не ждет», а также нужно искать партнеров в близких по духу странах третьего мира. Теперь же приходится стучаться в любые двери в надежде, что некоторые откроются. Особенно хочется начать зарабатывать там, где существует самый большой и платежеспособный спрос.

Вадим ЛЕБЕДЕВ