$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГРАФИК ДЛЯ ПРОРАБА©

21.01.2014

В Беларуси в текущем году планируется построить 5 млн. м2 жилья с предельным нормативом стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения 6,1 млн. Br. Это предусмотрено постановлением Совмина от 31.12.2013 № 1191 (далее — постановление № 1191).

Документ предписывает строительство жилых домов в Минской области площадью 1,1 млн. м2, Минске — 1 млн., Брестской области — 770 тыс., Гродненской — 660 тыс., Гомельской — 650 тыс., Витебской и Могилевской областях — по 410 тыс. м2. При этом в I квартале должно быть возведено не менее 15% от годового объема, в I полугодии — не менее 45%, за 9 месяцев — 75%.

Финансирование этого строительства без учета затрат на инфраструктуру определено в объеме почти 40 трлн. Br. Из них 15,8 трлн. Br составят кредитные ресурсы банков (93,4% — льготные), 3,4 трлн. — средства консолидированного бюджета (в т.ч. 0,9 трлн. Br — республиканского бюджета), 18,6 трлн. — населения, 2,1 трлн. Br — организаций, включая займы и иностранные источники финансирования. В этой связи правительство поручило республиканским органам госуправления обеспечивать привлечение средств подчиненных им организаций для финансирования жилищного строительства через предоставление их работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство и покупку жилья.

Определены 8 банков, которые будут принимать участие в финансировании жилищного строительства, из которых основная роль отведена Беларусбанку и Белагропромбанку. Первый из них должен выделить гражданам и организациям застройщиков и заказчикам около 13,6 трлн. Br льготных кредитов, второй — организациям на условиях, установленных Указом Президента от 2.09.1996 № 346, — 1,1 трлн. Br. Объемы льготных кредитных ресурсов могут быть перераспределены между регионами на основании предложений облисполкомов (Минского горисполкома). Потери, которые понесут эти банки, будут компенсированы, в т.ч. за счет средств, полученных от досрочного погашения государственных долгосрочных облигаций, эмитированных в соответствии с Указом Президента от 22.02.2011 № 65 «О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь».

Во всех регионах для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено жилищное строительство с господдержкой. В целом по стране оно составит половину от общих объемов (2,5 млн. м2), в то же время его доля по регионам неодинакова (например, в Гомельской области — 58,5%, в Минске — 42%).

По госзаказу в текущем году будет построено 728,3 тыс. м2 жилых помещений (на эти цели предполагается направить свыше 6,6 трлн. Br), в то же время в Минске такое строительство не предусмотрено.

В рамках общих объемов жилья и финансирования постановлением № 1191 определены жесткие параметры для некоторых категорий нуждающихся. В частности, для 5559 многодетных семей планируется возвести дома (квартиры) площадью 490,6 тыс. м2 и стоимостью почти 3 трлн. Br без учета вложений в инфраструктуру. Для 986 граждан, проживающих более 10 лет в общежитиях, запланированные объемы жилья и финансирования (также без учета затрат на инфраструктуру) составляют 54,3 тыс. м2 и 347,2 млрд. Br соответственно. План строительства жилья для работников силовых ведомств и контрольных органов, включая Минобороны, МВД, КГБ, Следственного комитета, КГК, Госпогранкомитета, МЧС, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ составляет 121,4 тыс. м2 .

В 2014 г. в соответствии с постановлением № 1191 будет построено 320 тыс. м2 жилых помещений коммерческого использования государственного жилфонда, которые будут предоставляться населению на условиях договора найма. На его возведение предполагается направить свыше 2,2 трлн. Br из республиканского и местных бюджетов. Из документа следует, что это арендное жилье будет предоставлено, в частности, ученым и преподавателям вузов, педагогическим работникам учреждений образования, сотрудникам Национального академического театра им. Янки Купалы и других учреждений культуры. В этой связи больше всего жилых помещений коммерческого использования построят в Минске — 102,7 тыс. м2. В Гродненской области с учетом жилых домов для работников, выполняющих работы по строительству в Островце атомной электростанции, будет возведено 54,8 тыс. м2 арендного жилья.

В стране также планируется построить 1895 тыс. м2 индивидуального жилья стоимостью 12,6 трлн. Br, из которых 88,5% — средства населения. В сельских населенных пунктах и малых городах намечено возвести 1,5 млн. м2.

Постановлением № 1191 предусмотрен отдельный план финансирования инфраструктуры жилищного строительства. В соответствии с ним на возведение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая районы индивидуальной жилой застройки, в текущем году направят 6,1 трлн. Br, из которых 99,2% — средства республиканского и местного бюджетов. Недостающие 50,1 млрд. Br решено привлечь из внебюджетного источника — средств организаций Минсвязи. На строительство инфраструктуры для районов индивидуальной жилой застройки будет направлено 1,65 трлн. Br.

Правительство предписало облисполкомам (Минскому горисполкому) совместно с Минстройархитектуры принять меры по сдерживанию роста стоимости строительства жилья с господдержкой и за счет бюджетных средств, обеспечив использование проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств. При формировании программ госзаказа на строительство жилья надлежит применять проекты таких домов в крупнопанельном исполнении. Власти регионов и строительное ведомство должны, согласно постановлению № 1119, содействовать гражданам в индивидуальном домостроении, в т.ч. путем расширения ассортимента продукции для использования в индивидуальном жилищном строительстве, создания системы услуг по возведению индивидуальных жилых домов, оказания помощи в обеспечении стройматериалами.

В случае недостатка предусмотренных документом средств на реализацию указанных планов жилищного строительство Совмин разрешил привлекать дополнительное финансирование за счет средств местных бюджетов, в т.ч. поступающих в их доход от приватизации жилых помещений, применения увеличенных ставок налога на недвижимость в отношении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, продажи и сдачи земельных участков в аренду, применения увеличенных ставок земельного налога.

Правительство обязало областные власти и ряд ведомств утвердить графики строительства (реконструкции) и финансирования жилых домов, объектов инфраструктуры к районам жилой застройки на 2014 г., а также определить объемы ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов в 2015 г., в т.ч. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих жилищное строительство с господдержкой.

Иван МИХАЛЕВИЧ