$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Говорите, вас услышат

05.08.2008

В Беларуси сложились необходимые предпосылки для налаживания конструктивного диалога между властью и предпринимателями. Стремление руководства страны войти в число стран-лидеров с благоприятными условиями для ведения бизнеса повышает внимание государства к замечаниям и предложениям делового сообщества. Это, в свою очередь, ставит перед предпринимательскими союзами и ассоциациями задачи по квалифицированному анализу проблем развития частного сектора экономики, выработке и продвижению согласованных позиций по их решению.

Об этом было заявлено на прошлой неделе на пресс-конференции, посвященной анализу реализации совместного проекта Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и ПРООН в области формирования благоприятных административных, правовых и экономических условий для бизнеса.

Сегодня органы государственного управления настроены на существенное улучшение бизнес-климата. В качестве примера прозвучало, что еще 2-3 года назад чиновники и слушать не хотели о заявительном принципе регистрации субъектов хозяйствования, а такие понятия, как «субконтрактация», «аутсорсинг», «промышленные кластеры» рассматривались лишь как научно-теоретические категории, а теперь — это уже реальность, серьезные темы для обсуждения и практической реализации.

«Сложилась уникальная ситуация. Программными документами нашей страны поставлена задача существенного повышения роли малого бизнеса в экономике, превращения его в реальный фактор социально-экономического развития. Государство намерено более активно задействовать малый и средний бизнес в решении таких актуальных задач, как рост экспорта, возрождение села, развитие сферы услуг», — отметил заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь Мечислав ВИТКОВСКИЙ.

В то же время он подчеркнул, что представители бизнес-сообщества не всегда способны аргументированно и профессионально формулировать и продвигать свои инициативы. «В рамках заседаний межведомственных рабочих групп, как правило, обсуждаются проблемы, требующие глубоких знаний в различных областях: таможенном оформлении товаров, налогообложении, ценообразовании, административных процедурах и пр. И если в диалог со специалистами министерств вступают недостаточно подготовленные представители бизнеса, результат нулевой, — констатировал М.Витковский. — Однако если для предварительной проработки вопросов привлекаются специалисты, не только досконально владеющие правовой стороной проблемы, но и правоприменительной практикой, предлагаются конкретные решения и представляются убедительные аргументы в их защиту — шансы на успех возрастают многократно».

Оценивая итоги проделанной за полтора года реализации проекта работы, его главный консультант, кандидат экономических наук Татьяна БЫКОВА подчеркнула, что удалось наполнить диалог между государством и бизнесом конструктивным обсуждением актуальных проблем. Подготовлен и передан на рассмотрение в Администрацию Президента, Совет Министров и другие органы госуправления ряд предложений по совершенствованию системы налогообложения, действующих процедур таможенного оформления товаров, применения мер административной ответственности за правонарушения в экономической сфере.

На повестку дня выдвинуты вопросы стимулирования производства, развития кооперации и субконтрактации малых и крупных предприятий. Вышла в свет книга «Субконтрактация — ключевой фактор стратегии экономического развития», содержащая наиболее успешные примеры из опыта соседних стран, готовится издание по развитию промышленных кластеров. Поскольку Совмин предложил Совету по предпринимательству войти в состав соответствующей межведомственной рабочей группы, появилась возможность участия в совместной выработке путей более активной интеграции малого предпринимательства в систему производственных связей страны.

Придан новый импульс взаимодействию власти и бизнеса на республиканском и региональном уровнях. Представители предпринимательских объединений включены сегодня в состав более 15 межведомственных групп по совершенствованию условий деятельности. Более 200 представителей местных органов власти и бизнес-ассоциаций приняли участие в региональных семинарах по самым острым проблемам развития бизнеса.

В результате, несмотря на определенные издержки, наблюдается поступательный процесс улучшения условий для создания и функционирования бизнеса, отметила Т.Быкова. Подтверждение тому — принятие ряда нормативных правовых актов, предусматривающих развитие упрощенной системы налогообложения. Произошли существенные положительные изменения в регулировании ВЭД, процедурах лицензирования отдельных видов деятельности. Введен практически заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, созданы преференции для организаций и ИП, находящихся в сельских населенных пунктах.

В рамках проекта выполнен также анализ системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и выработаны рекомендации по ее существенному реформированию. Так, предложено использовать бюджетные средства для создания и развития гарантийных механизмов (гарантийных фондов) либо осуществлять кредитно-финансовую поддержку через коммерческие банки, чтобы кредитованием занимались специалисты, а не государственные чиновники, как это происходит сейчас. Подготовлена соответствующая аналитическая записка, на которую уже есть положительная резолюция. Правительство сделало поручение заинтересованным министерствам и ведомствам проработать вопрос и найти согласованное решение.

В ходе пресс-конференции были также озвучены основные направления, на которых сейчас сосредоточено внимание бизнес-сообщества. Это, прежде всего, выработка предложений к проекту закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». «Мы настаиваем на том, что в данном законе должны быть четко определены формы поддержки, а не только декларативные положения. Если субъекты малого предпринимательства имеют право на применение упрощенной системы налогообложения или льготный порядок приватизации государственного имущества, то это должно быть указано в законе. Конечно, его нормы не могут иметь характер исключительно прямого действия. Механизмы поддержки — предмет специального законодательства. Но конкретный перечень форм должен содержаться именно в данном нормативном правовом акте», — подчеркнул М.Витковский.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях