$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ГОСЗАКУПКИ ЖДУТ НОВОГО ЗАКОНА©

29.11.2011

В 2012 г. число «бумажных» тендеров в Беларуси существенно убавится. Борьба за казенные деньги развернется с применением электронных технологий и прежде всего на аукционах. Это предусмотрено проектом закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Проект), который планируется принять в ближайшее время и ввести в действие с 1 января.

Закон интегрирует два направления правового регулирования хозяйственной деятельности, связанной с подрядными торгами в строительстве и закупкой товаров (работ, услуг) в других сферах, что до сих пор являлось национальной особенностью нашего тендерного законодательства. Это потребовало серьезной ломки положений указов от 7.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» и от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь».

Новый закон вводит иную терминологию. Так, привычное размещение заказов при строительстве предстоит именовать закупкой строительных услуг. Впрочем, даже старая терминология приобретет новый смысл. Скажем, предмет госзакупки — это не только товары (работы, услуги), но и объекты строительства, которые определены заказчиком (организатором) для приобретения в рамках одной процедуры госзакупки. Изменилась суть термина госзакупки. Теперь она трактуется как приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. То есть в новой формулировке не оказалось такого финансового источника как средства инновационных фондов, хотя отчисления в них, по крайней мере в следующем году, остаются. Но на белорусский рынок госзакупок в 2012 г. ожидается приход российских организаций, получающих это право в соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 г., заключенным в рамках Таможенного союза. Претендовать на средства наших инновационных фондов россияне, понятное дело, не смогут. Конечно, государство вряд ли позволит расходовать их бесконтрольно, но доступ к ним иностранных поставщиков, в т.ч. из стран ТС, скорее всего, будет ограничен путем введения отдельного порядка регулирования закупок за счет таких фондов.

Названное Соглашение, безусловно, повлияло на содержание законопроекта. Его особенность — приоритетная роль электронных технологий в сфере госзакупок. Если до сих пор во многих организациях «бумажными» тендерами работники занимались фактически на общественных началах, то в 2012 г. все будет иначе. Для выполнения определенных законом функций заказчика ст. 11 Проекта обязывает его руководителя определить или создать структурное подразделение либо назначить работника из числа лиц, обладающих профессиональными навыками в области госзакупок.

СОГЛАСНО Проекту госзакупки могут проводиться только в формах открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедур запроса ценовых предложений, закупки из одного источника и биржевых торгов.

Таким образом, исключена процедура оформления конкурентного листа, которая издавна пользовалась наибольшей популярностью у наших заказчиков. Например, в 2010 г. в Беларуси, по данным Минэкономики, было проведено 88 759 процедур оформления конкурентного листа — 45,9% от всего количества. Впрочем, такая «любовь» объясняется просто: минимумом усилий, прилагаемых заказчиками на организацию процедуры, и выбор поставщика. Но и экономический эффект от этой, фактически неконкурентной процедуры, был, надо признать, мизерный.

Отметим намерение сохранить в отечественном законодательстве закрытый конкурс, не предусмотренный Соглашением «тройки» о госзакупках. Однако наши нормотворцы обошли этот нюанс, указав в ст. 40 Проекта на ограниченное применение такого конкурса, — «в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты».

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ процедурой станут электронные аукционы, которые в 2011 г. были добровольными в соответствии с Указом Президента от 30.12.2010 № 708 и постановлением Совмина от 31.12.2010 № 1923. Поскольку опыт их проведения освоен пока немногими, о чем свидетельствует информация операторов электронных площадок, овладевать навыками электронной торговли нашим заказчикам и потенциальным поставщикам придется в очень сложных условиях.

Прежде всего им будет нужно аккредитоваться на площадках, без чего, согласно законопроекту, ни купить, ни продать товар (работу, услугу) аукционным способом невозможно. Заказчикам предстоит научиться готовить должным образом аукционные документы, перечень и условия представления которых регламентируется в ст. 43 Проекта. Причем размещаться они будут на официальном сайте и электронной площадке в форме электронного документа. В такой же форме должны подавать свои предложения и участники электронных аукционов. Документы и сведения, направляемые в форме электронного документа, согласно ст. 24 Проекта, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника или заказчика.

В ЗАКОНОПРОЕКТЕ не забыты нужды субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ст. 31 Проекта, если объем (количество) предмета госзакупки разделим, то формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10% объема (количества) предмета такой госзакупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно перечню, установить который предстоит Совмину.

Законопроектом предусмотрен список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию как в аукционе, так и в других видах процедур госзакупок. В него включаются, в частности, юрлица, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, исполнявшие такие договора ненадлежащим образом либо замешанные в противоправных действиях, связанных, например, с дачей взятки представителям заказчика. Порядок формирования и ведения списка определяет уполномоченный государственный орган по госзакупкам. Пока в республике такой структуры нет. Однако обилие вопросов в сфере госзакупок, требующих оперативного либо перспективного решения, пожалуй, требует появления такого госоргана. Ведь неэффективно расходуемых средств в данной сфере предостаточно.

Михал СТЕЛЬМАК