$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

ГОСЗАКУПКИ: КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНОСТИ

28.05.2010

В работе служб, занимающихся закупками, вопрос их финансирования первостепенный. Причем для правильной организации процесса важно не только количество денег, но и их происхождение — государственные они или собственные.

Как показывает практика, уже на этом этапе ответственные лица, особенно с небольшим опытом, допускают промахи. Те, в свою очередь, радикальным образом могут повлиять на исходное решение — осуществлять закупки с применением конкурсных процедур либо обойтись без них. Ошибка грозит крупными неприятностями. Например, нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о госзакупках согласно Указу Президента от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

Для того чтобы избежать в последующем санкций, следует твердо усвоить перечень источников финансирования, дающих основание относить закупки к государственным. В соответствии с Указом Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» таковыми являются закупки «за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд». Причем это относится не только к полному финансированию из указанных источников, но и частичному. Иначе говоря, если в приобретение товаров (работ, услуг) предполагается вложить даже один бюджетный рубль, то вся планируемая закупка также будет считаться государственной.

Все остальные источники финансирования юристы советуют относить к собственным средствам, т.к. в действующих нормативных актах не нашлось места толкованию данного термина. Кстати, распространенной ошибкой заказчиков является практика отнесения закупок с использованием на эти цели кредитов банков, льготируемых за счет бюджетов, к госзакупкам, как того требовало прежнее конкурсное законодательство. Между тем с выходом Указа № 618, в котором данный источник финансирования не получил отражения, появилось законное основание относить его к собственным средствам.

В прошлом остался и порядок регулирования Совмином закупок за счет таких средств. С 1.01.2009 г. по сегодняшний день на уровне Президента и Совмина не существует документов по регламентации данного процесса. С указанной даты в случае финансирования закупок за счет собственных средств в соответствии с рекомендациями Минэкономики организации могут проводить их согласно собственным решениям, основанным на положениях Гражданского кодекса и иного законодательства, действующего в отношении предмета закупки, и (или) решениям вышестоящих органов по данному вопросу. Что касается действий на сей счет данных органов, то они, исходя из отраслевой и региональной специфики, при необходимости вправе установить порядок закупок за счет собственных средств для подчиненных организаций.

Жизнь, однако, показала, что далеко не все министерства, другие госорганы занялись нормотворчеством по данному вопросу. По данным Минэкономики, ведомственные или региональные особенности закупок за счет собственных средств установили, в частности, Нацбанк, Минжилкомхоз, Минлесхоз, МНС, Белгоспищепром, Беллесбумпром, Белкоопсоюз, Мингорисполком. Они реализовали это право в форме постановлений, приказов или решений. Причем некоторые госорганы почему-то не пожелали открыть данные документы широкой общественности, отказавшись от их регистрации в Минюсте.

Более того, далеко не все входящие в их состав юрлица сегодня имеют представление о подходах вышестоящих структур к организации закупок за счет собственных средств. Такая либерализация спровоцировала на низовом уровне стихийный процесс в данном вопросе. Одни заказчики организуют свою деятельность по правилам госзакупок, руководствуясь Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (утв. постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987), другие — его отдельными частями, третьи — гражданским законодательством.

Что касается первого подхода, то из-за множества элементов и продолжительности отдельных процедур экспертам он кажется малоэффективным. Хозяйственный процесс для многих субъектов диктует необходимость проведения оперативных закупок. Подход к их осуществлению с ориентацией на ГК (ст. 2 и ст. 417) также изобилует нюансами, требующими учета многих факторов.

Наиболее рациональный путь в организации закупочного процесса субъектами хозяйствования за собственные средства — создание на сей счет локальных нормативных актов. В них можно учесть специфику данного процесса на конкретном предприятии, достичь необходимой оперативности, оптимизировав отдельные этапы конкурсных процедур.

Михал СТЕЛЬМАК

P.S. Публикация подготовлена по материалам семинаров, организованных ОДО «Центр деловых контактов БизнесКласс».