$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОСЗАКАЗ НА ПРОФЕССИОНАЛА

10.08.2010

Рынок труда ежегодно получает почти 80 тыс. дипломированных специалистов, из них гарантированно распределяется в соответствии с избранной профессией 16–17 тыс. Для некоторых поиск первого рабочего места затягивается на месяцы. А руководители предприятий и фирм утверждают, что найти грамотного молодого специалиста, способного работать без дополнительной подготовки или переучивания, становится все сложнее. В чем же дело? Почему качество образования отстает от потребностей рынка?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мы убеждены в том, что инвестирование в образование ведет к экономическому росту. И, в отличие от многих государств, в Беларуси общий объем расходов на эти цели из всех источников (бюджетных и внебюджетных) даже во время кризиса не только не сокращался, но увеличивался. В итоге доступность образования в стране стала практически неограниченной. Так, если в 1993 г. профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование получали 123,7 тыс., 162,3 тыс., 179,3 тыс. человек соответственно, то в 2010 г. — 104,5 тыс., 166,7 тыс. и 430,4 тыс. Напомню, что профессионально-техническое образование еще и полностью бесплатное.

Однако сегодня предприятия не могут найти кадры, способные без переподготовки быстро включиться в производственный процесс.

Думаю, во многом такая ситуация сложилась из-за того, что вузы стали больше ориентироваться на запросы абитуриентов и их родителей, нежели на потребности народнохозяйственного комплекса. Массовое обладание вузовскими дипломами, причем при довольно существенной стоимости обучения, привело к снижению его качества.

Во-первых, среди студентов начинают преобладать «платники» — сегодня их уже 273 тыс. Вузам экономически выгодно держать даже тех, у кого раньше не было никаких шансов для поступления. Каждый год по причине неуспеваемости отчисляется около 16 тыс. человек. Но все идет по схеме: в этом году исключили — в следующем восстанавливают на платное обучение. С горем пополам человек дотягивает до диплома.

Во-вторых, за 10 последних лет число студентов выросло на 149 тыс., а число педагогов — только на 6,6 тыс., и то с учетом совместителей, что также не способствовало повышению качества обучения.

В-третьих, по-прежнему не учитывается пожелание работодателя о разумном сочетании фундаментальной подготовки по базовым теоретическим дисциплинам и практических навыков в рамках конкретной специальности. Теоретические знания у дипломированного специалиста есть, а на практике он зачастую оказывается беспомощным.

В-четвертых, в течение нескольких десятилетий набирала обороты заочная форма обучения, и сейчас заочники составляют почти половину от числа всех студентов. Слабая организационная сторона, невысокий контроль учебы, когда студенты и преподаватели общаются всего два раза в году, тоже не способствуют высокому уровню знаний.

Часто можно услышать: «Дайте достойную зарплату преподавателям, увеличьте денежные вливания в образование и будут такие специалисты (инженеры, экономисты, менеджеры и др.) на выходе из вузов и ссузов, и в таком количестве, что экономика сразу пойдет на подъем». Однако пример ряда стран (Египет, Ангола, Шри-Ланка, Гана) свидетельствует о том, что только высокой зарплаты и денежных вливаний явно недостаточно.

Как повлиять на качество вузовского обучения и удовлетворить запросы работодателя? Для того чтобы переломить ситуацию, в первую очередь следует любыми законными способами остановить гонку за дипломами, усилить требования к абитуриентам и учебе студентов. Разве может осилить вузовскую программу вчерашний одиннадцатиклассник, имеющий слабые знания за среднюю школу? А у нас в последнее время требования к поступлению упростились настолько, что для зачисления в вузы и ссузы принимаются результаты тестирования в 1 балл из 100. То есть уже на этом этапе закладываются изъяны будущего профессионального образования.

Необходимо также довести соотношение количества студентов и преподавателей до такого уровня, при котором можно обеспечить безусловно качественное обучение. Сегодня преподаватели вынуждены подрабатывать в двух-трех местах, для того чтобы обеспечить собственную семью.

И только затем, используя дополнительные финансовые и иные ресурсы, включая средства работодателей, необходимо тщательно просчитать потребности рынка труда, исходя из интересов общества.

Давайте задумаемся: может ли Беларусь занять лидирующие позиции в мире во всех областях человеческой деятельности?

Маловероятно, хотя бы из-за ограниченности природных ресурсов, климатических особенностей и «занятости ниш» другими странами.

Мы не станем первыми в производстве газа и нефти, выращивании страусов или выпуске молотого кофе. Но по отдельным направлениям мы просто обязаны быть лидерами. Вот сюда и необходимо направлять средства. Надо акцентировать внимание на прорывных направлениях, которые, кстати, правительством уже определены: производство новых материалов, микроэлектроника, информационные, лазерно-оптические, коммуникационные, нано- и биотехнологии, технологии тонкой химии, альтернативная энергетика, генная инженерия. Из этого перечня ясно, что уже в ближайшей перспективе стране будут нужны химики, физики, биологи, программисты, конструкторы, технологи и т.д. Пока же ситуация такова: из 432 предлагаемых в 2010 г. вузами специальностей к непосредственному производству товаров, эксплуатации механизмов, к технологиям и информационным системам имели отношение 179. А обучается по ним только 129 тыс. — то есть лишь 30%. 7 лет назад таких было 40%.

Поэтому необходимо резко увеличить наборы за счет госсредств на специальности, связанные в первую очередь с материальным производством. А набор за счет бюджета по устаревшим или неперспективным направлениям — сокращать. Так как в системе образования произошел довольно-таки опасный для экономики «крен» в сторону получения вузовского диплома, а не рабочих профессий, то надо и материально, и морально поддерживать престиж последних.

Гораздо привлекательнее заочной формы обучения может стать уже достаточно распространенная за рубежом дистанционная, с использованием современных компьютерных технологий. Кстати, начиная с 2008 г. количество студентов-заочников в стране стало уменьшаться. Однако хочу уточнить: люди, которые по тем или иным причинам не могут учиться на дневном отделении, должны иметь возможность получить качественное образование заочно или дистанционно. Но именно качественное. Ведь если человек работает и одновременно учится в ссузе или вузе по своей специальности, то такой способ подготовки может оказаться очень эффективным.

Что касается претензий работодателей, то проблема частично кроется и в них самих. Назову одну из главных причин — отсутствие налаженных контактов между учебными заведениями и организациями. Из-за этого уровень подготовки молодых специалистов повсеместно хромает, у большинства из них нет практических навыков.

Производственная практика студентов организуется зачастую очень формально. Проводится обычно в летнее время, в период отпусков, да и на предприятиях их встречают не всегда охотно. Заинтересованному в стоящих специалистах руководителю следовало бы создавать для молодых людей во время практики хорошие условия, загрузить их работой, посмотреть в деле, а потом присылать персональные заявки на тех, кто подходит. Не надо экономить и на курсах переподготовки и повышения квалификации, они в перспективе окупятся.

На мой взгляд, и вузам надо не только улучшать содержание процесса обучения, но и организовать его так, чтобы студент в последние годы основную часть времени проводил на предприятиях и в организациях.



Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях