$

2.0793 руб.

2.3252 руб.

Р (100)

3.2206 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

ГОСЗАКАЗ НА ПРОФЕССИОНАЛА

10.08.2010

Рынок труда ежегодно получает почти 80 тыс. дипломированных специалистов, из них гарантированно распределяется в соответствии с избранной профессией 16–17 тыс. Для некоторых поиск первого рабочего места затягивается на месяцы. А руководители предприятий и фирм утверждают, что найти грамотного молодого специалиста, способного работать без дополнительной подготовки или переучивания, становится все сложнее. В чем же дело? Почему качество образования отстает от потребностей рынка?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мы убеждены в том, что инвестирование в образование ведет к экономическому росту. И, в отличие от многих государств, в Беларуси общий объем расходов на эти цели из всех источников (бюджетных и внебюджетных) даже во время кризиса не только не сокращался, но увеличивался. В итоге доступность образования в стране стала практически неограниченной. Так, если в 1993 г. профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование получали 123,7 тыс., 162,3 тыс., 179,3 тыс. человек соответственно, то в 2010 г. — 104,5 тыс., 166,7 тыс. и 430,4 тыс. Напомню, что профессионально-техническое образование еще и полностью бесплатное.

Однако сегодня предприятия не могут найти кадры, способные без переподготовки быстро включиться в производственный процесс.

Думаю, во многом такая ситуация сложилась из-за того, что вузы стали больше ориентироваться на запросы абитуриентов и их родителей, нежели на потребности народнохозяйственного комплекса. Массовое обладание вузовскими дипломами, причем при довольно существенной стоимости обучения, привело к снижению его качества.

Во-первых, среди студентов начинают преобладать «платники» — сегодня их уже 273 тыс. Вузам экономически выгодно держать даже тех, у кого раньше не было никаких шансов для поступления. Каждый год по причине неуспеваемости отчисляется около 16 тыс. человек. Но все идет по схеме: в этом году исключили — в следующем восстанавливают на платное обучение. С горем пополам человек дотягивает до диплома.

Во-вторых, за 10 последних лет число студентов выросло на 149 тыс., а число педагогов — только на 6,6 тыс., и то с учетом совместителей, что также не способствовало повышению качества обучения.

В-третьих, по-прежнему не учитывается пожелание работодателя о разумном сочетании фундаментальной подготовки по базовым теоретическим дисциплинам и практических навыков в рамках конкретной специальности. Теоретические знания у дипломированного специалиста есть, а на практике он зачастую оказывается беспомощным.

В-четвертых, в течение нескольких десятилетий набирала обороты заочная форма обучения, и сейчас заочники составляют почти половину от числа всех студентов. Слабая организационная сторона, невысокий контроль учебы, когда студенты и преподаватели общаются всего два раза в году, тоже не способствуют высокому уровню знаний.

Часто можно услышать: «Дайте достойную зарплату преподавателям, увеличьте денежные вливания в образование и будут такие специалисты (инженеры, экономисты, менеджеры и др.) на выходе из вузов и ссузов, и в таком количестве, что экономика сразу пойдет на подъем». Однако пример ряда стран (Египет, Ангола, Шри-Ланка, Гана) свидетельствует о том, что только высокой зарплаты и денежных вливаний явно недостаточно.

Как повлиять на качество вузовского обучения и удовлетворить запросы работодателя? Для того чтобы переломить ситуацию, в первую очередь следует любыми законными способами остановить гонку за дипломами, усилить требования к абитуриентам и учебе студентов. Разве может осилить вузовскую программу вчерашний одиннадцатиклассник, имеющий слабые знания за среднюю школу? А у нас в последнее время требования к поступлению упростились настолько, что для зачисления в вузы и ссузы принимаются результаты тестирования в 1 балл из 100. То есть уже на этом этапе закладываются изъяны будущего профессионального образования.

Необходимо также довести соотношение количества студентов и преподавателей до такого уровня, при котором можно обеспечить безусловно качественное обучение. Сегодня преподаватели вынуждены подрабатывать в двух-трех местах, для того чтобы обеспечить собственную семью.

И только затем, используя дополнительные финансовые и иные ресурсы, включая средства работодателей, необходимо тщательно просчитать потребности рынка труда, исходя из интересов общества.

Давайте задумаемся: может ли Беларусь занять лидирующие позиции в мире во всех областях человеческой деятельности?

Маловероятно, хотя бы из-за ограниченности природных ресурсов, климатических особенностей и «занятости ниш» другими странами.

Мы не станем первыми в производстве газа и нефти, выращивании страусов или выпуске молотого кофе. Но по отдельным направлениям мы просто обязаны быть лидерами. Вот сюда и необходимо направлять средства. Надо акцентировать внимание на прорывных направлениях, которые, кстати, правительством уже определены: производство новых материалов, микроэлектроника, информационные, лазерно-оптические, коммуникационные, нано- и биотехнологии, технологии тонкой химии, альтернативная энергетика, генная инженерия. Из этого перечня ясно, что уже в ближайшей перспективе стране будут нужны химики, физики, биологи, программисты, конструкторы, технологи и т.д. Пока же ситуация такова: из 432 предлагаемых в 2010 г. вузами специальностей к непосредственному производству товаров, эксплуатации механизмов, к технологиям и информационным системам имели отношение 179. А обучается по ним только 129 тыс. — то есть лишь 30%. 7 лет назад таких было 40%.

Поэтому необходимо резко увеличить наборы за счет госсредств на специальности, связанные в первую очередь с материальным производством. А набор за счет бюджета по устаревшим или неперспективным направлениям — сокращать. Так как в системе образования произошел довольно-таки опасный для экономики «крен» в сторону получения вузовского диплома, а не рабочих профессий, то надо и материально, и морально поддерживать престиж последних.

Гораздо привлекательнее заочной формы обучения может стать уже достаточно распространенная за рубежом дистанционная, с использованием современных компьютерных технологий. Кстати, начиная с 2008 г. количество студентов-заочников в стране стало уменьшаться. Однако хочу уточнить: люди, которые по тем или иным причинам не могут учиться на дневном отделении, должны иметь возможность получить качественное образование заочно или дистанционно. Но именно качественное. Ведь если человек работает и одновременно учится в ссузе или вузе по своей специальности, то такой способ подготовки может оказаться очень эффективным.

Что касается претензий работодателей, то проблема частично кроется и в них самих. Назову одну из главных причин — отсутствие налаженных контактов между учебными заведениями и организациями. Из-за этого уровень подготовки молодых специалистов повсеместно хромает, у большинства из них нет практических навыков.

Производственная практика студентов организуется зачастую очень формально. Проводится обычно в летнее время, в период отпусков, да и на предприятиях их встречают не всегда охотно. Заинтересованному в стоящих специалистах руководителю следовало бы создавать для молодых людей во время практики хорошие условия, загрузить их работой, посмотреть в деле, а потом присылать персональные заявки на тех, кто подходит. Не надо экономить и на курсах переподготовки и повышения квалификации, они в перспективе окупятся.

На мой взгляд, и вузам надо не только улучшать содержание процесса обучения, но и организовать его так, чтобы студент в последние годы основную часть времени проводил на предприятиях и в организациях.



Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы