$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГОСЗАКАЗ И АРЕНДА©

17.05.2013

решают жилищный вопрос

С принятием Указа от 8.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений» финансирование строительства льготного жилья будет осуществляться по принципу государственного заказа. Кроме того, начинается масштабное строительство арендного жилья. Эти подходы были названы в числе приоритетных в Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года, утв. постановлением Совмина от 5.04.2013 № 267.

При госзаказе на этапе строительства граждане исключены из инвестиционного процесса, говорится в официальном комментарии. Строительством жилья будут заниматься единые государственные заказчики (УКСы), а также иные госорганизации или организации с долей государства в уставном фонде 50% и более по решению городского, районного исполкома. Строительство жилья по госзаказу будет осуществляться за счет льготных кредитов, предоставленных ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» под гарантии местных исполкомов единому государственному заказчику на основании заключаемых кредитных договоров исходя из стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения строящегося объекта, не превышающей величину единого предельного норматива стоимости, определяемого в установленном порядке. Если льготные кредиты будут предоставляться за счет собственных средств банка, ему компенсируют потери из республиканского бюджета в размере ставки рефинансирования Нацбанка плюс 1 процентный пункт.

Застройщики смогут получать льготные кредиты в рублях под 2% годовых, а погашать — после переоформления задолженности на граждан, включенных в списки на получение льготных кредитов и заключивших кредитные договоры. Максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит, не должен превышать нормативный срок строительства, увеличенный на 4 месяца, а размер будет определяться исходя из сметной стоимости строительства на дату начала выполнения строительно-монтажных работ за вычетом затрат по изготовлению проектной документации. Снизить расходы поможет также освобождение заказчиков от земельного налога. Сметная стоимость строительства должна определяться с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с учетом нормативной продолжительности строительства, подтверждается справкой заказчика и остается неизменной на весь период строительства. По-видимому, это должно заставить строителей укладываться в срок и сметы и позволит гражданам получать жилье по ценам на дату его ввода в эксплуатацию. Однако при этом все финансовые риски, в т.ч. инфляционные, ложатся на застройщиков.

Переоформление задолженности на граждан выполняется после внесения ими собственных средств, в т.ч. средств одноразовых субсидий, определенных как разность между стоимостью жилого помещения по договору купли-продажи и суммой льготного кредита, подлежащей к получению в соответствии с кредитным договором. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты гражданам, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей — 40 лет) со дня заключения кредитного договора на получение льготного кредита по госзаказу заказчиком. Таким образом, по сути госзаказ — это еще один вариантом прежнего льготного кредитования. Только теперь оно будет осуществляться в два этапа: сначала застройщикам под гарантии исполкомов, а затем гражданам по схеме, похожей на перевод долга. При этом уже не вспоминается, что одной из причин валютно-финансового кризиса 2011 г. (как и мирового кризиса 2008--2009 гг.) было чрезмерное, в т.ч. льготное, кредитование. По-видимому, власти надеются, что на сей раз один из трех «локомотивов» не заведет в тупик гиперинфляции и девальвации, тем более, что списки льготников теперь существенно сокращены. Так что претендовать на «госзаказное» жилье смогут в основном многодетные семьи и силовики.

Некоторым гражданам справить новоселье поможет арендное жилье, массовое строительство которого началось в республике в мае. Концепции планируется построить не менее 1 млн. м2 жилых помещений коммерческого использования, и прежде всего квартир малосемейного типа. Основным преимуществом арендного жилья считается возможность заключения долгосрочных договоров путем их неограниченного пролонгирования. Выступая 7 мая на церемонии начала строительства жилого комплекса для научной и творческой интеллигенции “Магистр” Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что «это современный европейский путь и достойная альтернатива частному жилищному рынку с его запредельными ценами".

Впрочем, в ЕС частный жилищный рынок сосуществует с арендным вполне мирно — причем по приемлемым для доходов значительной части населения ценам, а ресурсы на строительство на Западе гораздо дешевле. С другой стороны арендное жилье мало отличается от системы, широко распространенной в советские времена. Правда, тогда жилищный вопрос решить так и не удалось. Теперь в независимой Беларуси государству он тоже оказался не по карману, а потому его решение в очередной раз перекладывается на плечи населения и бизнеса. Заметим, что согласно Концепции в структуре финансирования жилищного строительства доля собственных средств граждан и организаций должна составить в 2015 г. не менее 60%. На первый взгляд это вполне достижимо: уже в 2011 -- 2012 гг. данный показатель увеличился с 44,4% до 54,5%. Правда, этот сдвиг был вызван резким сокращением доли и объемов финансирования за счет бюджета и кредитов, особенно льготных. При этом в абсолютном выражении инвестиции в строительство жилья сократились в 2012 г. на 27,7%, в т.ч. собственных средств предприятий — на 0,3%, а населения — на 1,7%. Кроме того, согласно Концепции финансирование строительства наемного жилья будет осуществляться за счет средств, полученных от сдачи его в аренду, бюджетных средств и иных источников. Для стимулирования развития данного направления планируется передача в фонд арендного жилья помещений из государственного жилищного фонда, в т.ч. служебного жилья, с сохранением за госорганами и госорганизациями права хозяйственного ведения или оперативного управления. Так что отрапортовать о развитии системы арендного жилья можно и на старой базе. Сложнее с появлением новой. По мнению Президента квартиры в арендных домах, построенных за счет государства, получат нужные стране специалисты по заявкам организаций. «При этом все хозрасчетные, и государственные, и частные предприятия, обязаны строить арендное жилье. И им нужно довести задание» — заявил А.Лукашенко. Он пояснил, что жестко ставит этот вопрос, т.к. в последнее время получается, что “только государство за счет бюджета что-то обязано”. “А почему университеты, заводы, частные предприятия не должны заботиться о членах своих трудовых коллективов, как это было раньше? Эту практику мы жестко введем и доведем до них задания. Это подлежит неукоснительному исполнению, и мы будем рекомендовать строить арендное жилье”, — сказал Президент.

Заметим, что при выполнении подлежащих неукоснительному исполнению рекомендаций возникнут некоторые финансовые затруднения, Для предприятий, которые, в отличие от резидентов ПВТ, платят все налоги по общим ставкам, первоочередной задачей сегодня остаются капвложения в модернизацию производства, а льготы по налогу на прибыль здесь сегодня не предусмотрены.. Так что строительство арендного жилья, скорее всего, останется уделом государства, некоторых госпредприятий и узкого круга привилегированных частных компаний. К тому же, поскольку резкого повышения платы за пользование служебными квартирами власти из социальных соображений, скорее всего, не допустят, окупаемость инвестиций в жилье весьма сомнительна. Согласно Концепции размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования будет определяться исходя из базовой ставки, устанавливаемой Совмином, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Мингорисполкомом в зависимости от места нахождения и благоустройства жилья. В основу этого расчета, скорее всего, будет положено принципиальное требование Президента установить плату за арендное жилье не дешевле, чем 50% рыночной стоимости, но и не дороже. Но тогда, по самым скромным прикидкам эти вложения окупятся через 100--200 лет.
 
Вадим ЛЕБЕДЕВ

Справка «ЭГ»

В 2006 - 2012 г.г. в Беларуси построено 36,2 млн. м2 жилья, в т.ч. около 60% — с господдержкой. Благодаря этому жилищные условия улучшили свыше 300 тыс. семей -- более 1 млн. человек, что позволило Беларуси занять лидирующее положение среди государств СНГ по вводу жилья (699 м2 на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 м2 на человека). Тем не менее, число состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий возросло за 7 лет с 565 тыс. семей до 814 тысяч. Больше всего нуждающихся в улучшении жилищных условий в крупных городах, где период ожидания включения в организации застройщиков составляет до 10 - 12 лет, а в Минске - до 22 лет.