Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34 (2531) от 13.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государству - аудит и недвижимость, частникам - бытуслуги на селе

Проект Комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы внесло на рассмотрение правительства Министерство экономики. Документ признает важность предпринимательской инициативы в развитии этой сферы и предлагает поддерживать ее. Наряду с этим разработчики считают необходимым увеличивать число государственных компаний в наиболее прибыльных отраслях...
Проект Комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы внесло на рассмотрение правительства Министерство экономики. Документ признает важность предпринимательской инициативы в развитии этой сферы и предлагает поддерживать ее. Наряду с этим разработчики считают необходимым увеличивать число государственных компаний в наиболее прибыльных отраслях.

В соответствии с документом к 2010г. доля услуг в ВВП должна достичь 48% (по итогам 2005 г. - 41,8%); объем платных услуг населению вырасти в полтора раза; экспорт услуг в 1,6 раза. По оценкам разработчиков, ускоренно должны развиваться новые виды услуг. В частности, страхование (рост объемов в 3,6 раза), риэлтерские услуги (в 1,6-1,7 раза). В 1,3-1,4% должно стать больше платных медицинских и образовательных услуг; в 2,6-2,7 раза - туристско-экскурсионных и т.д. Никакого дополнительного финансирования данной программы не предполагается. Развивать сферу услуг предлагается за счет средств соответствующих отраслевых программ (развития туризма, пассажирских перевозок, ЖКХ, связи и т.д.).

Авторы проекта подчеркивают перспективность развития сферы услуг для экономики в целом, о чем, напомним, постоянно говорят независимые эксперты. Мировая практика свидетельствует и белорусская подтверждает, что удельный вес добавленной стоимости в отраслях, оказывающих услуги, значительно выше, чем в производстве. В сфере услуг по Беларуси этот показатель составляет 63-65%, в промышленности - 27-28%, сельском хозяйстве - 36-39%, указывается в документе. "Поскольку экономика республики остается по-прежнему материало- и энергоемкой и зависимой от импорта сырьевых ресурсов, дальнейший экономический рост должен достигаться за счет динамичного развития менее ресурсоемкого сектора - сферы услуг", - делают обоснованный вывод авторы проекта программы.

Нельзя не согласиться с таким тезисом программы, как дальнейшее развитие малого предпринимательства для формирования конкурентной среды. Разработчики предполагают, что частник мог бы заняться инновационной деятельностью, услугами информатики, телекоммуникаций, программного обеспечения, бытовым обслуживанием, медициной и туристическими услугами. Чтобы подтолкнуть предпринимателя к идее заняться предоставлением услуг, разработчики считают необходимым "минимизировать" ограничения на пути развития предпринимательства, в частности упростить процедуру государственной регистрации и лицензирования. Предусматривается расширение системы микрокредитования; использование механизмов косвенной финансовой поддержки (гарантии и поручительства, компенсации части процентных ставок по банковским кредитам). Для клиентов, проживающих в сельской местности, намечается предоставлять услуги банков и небанковских финансово-кредитных организаций через сеть мини-отделений, системы удаленного доступа и др. Тем субъектам предпринимательства, которые предложат рынку приоритетные виды услуг, разработчики предлагают оказать еще и имущественную поддержку - сдавать в аренду, продавать либо передавать в безвозмездное пользование здания и помещения. Программа обещает наряду с кредитованием жилищного строительства и сельского хозяйства повысить объемы кредитования услуг фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства, наукоемких услуг: здравоохранения, образования, современной связи, разработки программных продуктов, а также покупок бытовой техники, мебели (особенно отечественных производителей), индивидуальных транспортных средств и т.д. Также государство обещает свою поддержку наиболее эффективным инвестпроектам в сфере услуг.

Судя по всему, авторам программы больше всего хотелось бы, чтобы частник занялся оказанием услуг на селе, поскольку это решило бы проблемы, с которыми государство не справляется - создание новых рабочих мест в деревне, рост доходов этой категории населения, противодействие оттоку обитателей села в город. Приоритетными направлениями развития предпринимательства в сельской местности государство будет считать торговлю сельхозпродукцией и средствами производства, организацию обслуживания сельхозпроизводителей, бытовые услуги, организацию отдыха, коммунальные услуги. Намечается даже увеличить на селе количество районных комбинатов бытового обслуживания, оказывающих услуги по ремонту личного автотранспорта населения. Разработчики фактически признают, что этот участок самый неблагодарный, поскольку затраты по оказанию услуг сельским жителям гораздо выше, а их платежеспособность ниже. Тем не менее, они отмечают положительные тенденции и на селе: темп роста бытовых услуг, оказанных жителям деревень в 2005г., составил 121,4%. Правда, есть все основания полагать, что внедренные на селе административным путем (в рамках внедрения социальных стандартов) бытовые услуги продолжают оставаться нерентабельными, а значит и не привлекательными для частного бизнеса, который, как известно, никто не дотирует.

В то же время в традиционно прибыльных отраслях сферы услуг государство хотело бы видеть побольше своих предприятий и, судя по всему, будет прикладывать усилия к тому, чтобы так оно и было. Например, применительно к операциям с недвижимостью проект предлагает повысить объемы риэлтерских услуг, оказываемых организациями государственной формы собственности. Для этого следует увеличить число филиалов государственных агентств на 21 единицу. "Намечается создать сеть государственных организаций, оказывающих аудиторские услуги", - указывается в проекте программы. Также необходимо "усилить роль государства в развитии страховой и перестраховочной деятельности", считают разработчики. Напомним, ранее заявлялось, что пока не найдена законодательная база для того, чтобы бюджетные больницы могли оказывать платные услуги. Видимо, поэтому проект программы уже предусматривает создание 8 государственных унитарных предприятий (в ближайшие два года) по оказанию платных медицинских услуг. Правда, документ обещает обеспечить "эффективное взаимодействие государственной и частной систем здравоохранения":

Никакой конкретной информации относительно того, какими методами государство будет стимулировать предприятия осуществлять все задуманное, в проекте нет. Есть общие слова относительно того, что необходимо "совершенствовать нормативную правовую базу в целях формирования правовой среды, регламентирующей механизмы наращивания объемов, повышения качества и расширения ассортимента услуг", "совершенствовать методическую и нормативную правовую базу по регулированию сферы услуг". В то же время, что именно стоит за этими фразами - не ясно. Хотя тот факт, что в приложении к программе отраслям и областям "нарезаны" задания, дает основания полагать, что вместо эффективных мер экономического стимулирования будут применяться гораздо менее результативные административные. А может, проект отправят на доработку? Конкретизировать: