Мнения
11.01.2002 9 мин на чтение
мин
Государство также должно играть по правилам
Так часто повторяемые в последнее время у нас в стране слова "либерализация экономики" сами по себе никакого волшебного смысла не имеет. Это как про халву. Сколько ни говори -- во рту слаще не станет...
Так часто повторяемые в последнее время у нас в стране слова "либерализация экономики" сами по себе никакого волшебного смысла не имеет. Это как про халву. Сколько ни говори -- во рту слаще не станет. Если не будет меняться правовое поле, инвесторы не придут, предприятия не перестанут выдавать зарплату "в конвертах", вести "двойную бухгалтерию" и т.д. Требуется всеобщее потепление предпринимательского климата, разработка комплексной программы мероприятий по поддержке субъектов среднего и малого бизнеса. И кроме реализации таких первоочередных мер, как упрощение процедуры регистрации новых предприятий, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, создание условий для привлечения в экономику республики иностранных инвестиций, с точки зрения специалистов консорциума "Наука. Экономика. Право", необходимо на практике осуществить следующее.
1. Отказаться от калькулирования плановой себестоимости и установления цен на производимую продукцию исходя из цен на ресурсы, действующих на момент формирования цены. Разрешить использовать при формировании отпускных цен прогнозную стоимость ресурсов и изменение курса валюты.
Сегодня система калькулирования плановой себестоимости и формирования цен на выпускаемую продукцию ведет к тому, что в условиях инфляции запланированная в цене прибыль "съедается" растущими ценами на используемые в процессе производства товарно-материальные ценности. Как результат -- "вымывание" собственных оборотных средств, невозможность накопления средств для развития производства.
2. Признать, что любые произведенные расходы влияют на финансовый результат, а прибыль после уплаты соответствующих налогов и сборов является собственностью учредителей.
В настоящее время за счет чистой прибыли погашаются, например, сверхнормативные рекламные расходы, а также расходы на оплату посреднических услуг, связанных с продвижением товаров. В итоге создается иллюзия эффективной деятельности: по отчетности предприятия прибыльны, а по факту -- банкроты. Предлагаемый подход предусмотрен Международными стандартами финансовой отчетности, закреплен законодательными актами Российской Федерации. Пока же финансовые результаты, формируемые с учетом международных принципов учета, отличаются от конечных результатов, полученных по нормам законодательства Республики Беларусь, в десятки раз.
3. Установить, что от уплаты налога на прибыль в течение первых 3 лет освобождаются не только предприятия с иностранными инвестициями, но и все вновь создаваемые резиденты. То же относится к индивидуальным предпринимателям -- они должны быть освобождены от уплаты налога на доходы в течение 2--3 лет со дня начала предпринимательской деятельности, кроме тех из них, кто работает по твердым ставкам.
Преференция в отношении нерезидентов приводит лишь к тому, что, получив необходимые льготы, иностранные инвесторы по окончании их действия в ряде случаев уходят с нашего рынка. Одинаковые же условия в части уплаты налога на прибыль позитивно повлияют на развитие отечественного бизнеса.
4. Отменить действующие ограничения в части списания курсовых разниц по валютной кредиторской задолженности на финансовые результаты.
Сейчас они относятся на финансовые результаты в размере не более 10% фактической себестоимости реализованной продукции. И некоторые субъекты хозяйствования с целью создания видимого благополучия списывают минимальные суммы, искажая тем самым реальные результаты хозяйственной деятельности. Как правило, этим грешат госпредприятия, оплата труда руководителей которых зависит от рентабельности выпускаемой продукции и полученной прибыли.
5. Установить, что курсовые разницы, образовавшиеся при переоценке валютной дебиторской задолженности, а также валютных средств на счете, относимые на финансовые результаты, не увеличивают налогооблагаемую прибыль.
Ведь валюты от этого больше не становится и субъект хозяйствования может купить на нее то же количество необходимых ценностей.
6. Отказаться от использования при осуществлении внешнеэкономических товарообменных (бартерных) операций учетных отпускных цен и экономического обоснования сделок. Перейти к учету таких операций исходя из валютных контрактных цен.
Используемый порядок отражения в учете товарообменных операций, когда полученный по бартеру товар должен приходоваться исходя из учетной стоимости отпускаемого, искажает структуру баланса, нарушает основные принципы организации и ведения бухучета, в частности принцип необходимости отражения хозяйственных операций на дату их осуществления. И так как произошло выравнивание рыночного и официального курсов иностранных валют, то постановление Совмина от 24.03.99 г. N 405 "О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций" целесообразно отменить. Свою роль оно уже сыграло.
7. Освободить от уплаты налога на прибыль все суммы капитальных вложений, направленных на обновление и техническое перевооружение производства, а не только те, которые превысили начисленный амортизационный фонд.
Последний выполняет исключительно контрольные функции и характеризует лишь восстановленную через амортизацию сумму средств, израсходованных ранее на цели капитальных вложений. Никакого отношения к новым расходам на капвложения он иметь не должен. В условиях высокой инфляции нужно льготировать все расходы, направленные на развитие производства. Пока же существующая система сдерживает заинтересованность субъектов хозяйствования в части обновления основных производственных фондов.
8. Установить, что для предприятий, использующих метод определения выручки по оплате, входной НДС вычитается по мере поступления приобретенного товара на склад, а не после его оплаты.
Теперь входной НДС принимается к зачету (вычету) только в том случае, если товар получен и оплачен. Вместе с тем при отражении выручки по отгрузке НДС должен уплачиваться и до получения денег за реализованную продукцию. Получается, что субъекты хозяйствования финансируют бюджет, что ведет к ухудшению их финансового положения.
9. Обеспечить государственную поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются интеллектуальным бизнесом -- оказанием консультационных, юридических и аудиторских услуг, разработкой бизнес-планов, инвестиционных проектов и т.п., например, снизив (отменив) начисление НДС при реализации их продукции.
По перечисленным работам и услугам практически не имеется материальных затрат. Следовательно, нет и зачета входного НДС. Поэтому у аудиторских, юридических фирм налоговая нагрузка по данному налогу несколько выше, чем у остальных предприятий и организаций.
10. Уменьшить государственное регулирование в сфере производства товаров народного потребления (ликвидировать установление заданий предприятиям по темпам роста выпуска ТНП).
Создание условий для развития среднего и малого бизнеса поспособствует тому, что производство и насыщение рынка товарами народного потребления будут решаться с учетом реального спроса и предложения. Директивное же планирование в силу затоваренности рынка импортными товарами ведет к реализации отечественных ТНП по ценам ниже их себестоимости. И субъекты хозяйствования вынуждены "закрывать" образовавшуюся убыточность путем перераспределения накладных расходов.