$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОСУДАРСТВО И МИНОРИТАРИИ: ПРАВА НАРУШЕННЫЕ И ЗАЩИЩЕННЫЕ©

15.03.2013

Постоянная комиссия по экономической политике приступила к подготовке к рассмотрению на весенней сессии поступивших из правительства законопроектов — о внесении изменений в Закон от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее — Закон № 2103-XII) и «О внесении дополнений и изменений некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ». Предлагаемые поправки существенно затронут вопросы, касающиеся приватизации госимущества и деятельности хозобществ.

Как объяснили в постоянной комиссии, в данном случае речь идет о пакетном принципе внесения и рассмотрения законопроектов, т.е. оба документа внесены в один день и рассматриваться на сессии также должны вместе.

Первый из них предусматривает дополнительное регулирование правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования арендных, коллективных (народных), государственных, государственных унитарных предприятий, а также в ходе приватизации арендных предприятий, т.е. до вступления в силу Закона от 16.07.2010 № 172-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества». В частности, вводится такое понятие, как акционерные общества, созданные в процессе преобразования. Именно эту группу АО в первую очередь затронут новшества, предлагаемые новой редакцией ст. 26 Закона № 2103-XII.

Так, вводится институт государственных представителей, которые могут назначаться даже в те АО, где нет доли государства. По мнению разработчиков законопроекта, такие нормы призваны защитить права миноритарных акционеров.

В ОАО, в уставных фондах которых более 50% акций принадлежит государству (за исключением АО — управляющих компаний холдингов), предлагается не создавать наблюдательные советы, а вопросы, относящиеся к их компетенции, распределить между исполнительным органом и общим собранием акционеров. Предусмотрено подготовить и утвердить перечень АО, куда представители государства будут назначаться по решению Совмина. Причем согласование их позиций по вопросам руководства АО возлагается на органы владельческого надзора, в управлении которых находятся акции соответствующих акционерных обществ.

В АО, где доля государства составляет 50 и менее процентов, наблюдательные советы будут создаваться, как и раньше, и в их состав будут входить представители государства, назначенные Совмином и органами, осуществляющими владельческий надзор. Урегулирован и порядок управления акционерным обществом в период, когда 100% его акций принадлежит Беларуси или административно-территориальной единице.

Еще одна новация касается проведения собрания акционеров. В созданных в процессе преобразования АО, в которых РБ и (или) административно-территориальная единица владеют 50 и менее процентами акций, представители государства голосуют на общем собрании акционеров также голосами, принадлежащими миноритарным акционерам, включенным в списки лиц, имеющих право на участие в таком собрании, и не прошедшим в установленном порядке регистрацию для участия в нем.

Интересы миноритариев с их согласия либо по умолчанию будет представлять государство и в частных АО, в которых у государства нет акций. Назначенный облисполкомом или Мингорисполкомом чиновник получит право присутствовать на общем собрании и голосовать от имени миноритарных акционеров. Естественно, позиция государственных представителей будет согласовываться с назначившим их исполкомом. Отметим, что руководители некоторых ОАО опасаются, что государство, используя голоса миноритариев, сможет проводить на собраниях акционеров свои решения, игнорируя мнение владельцев крупных пакетов акций.

Представитель государства получит право приостанавливать исполнение решений общего собрания по вопросам ликвидации, реорганизации, изменения размера уставного фонда, внесения изменений в устав, распределения прибыли, выпуска дополнительных акций, выплаты дивидендов, создания других юрлиц или участия в них в случае, если реализация этих решений противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, ущемляет права и защищаемые законом интересы граждан. В случае наложения госпредставителем запрета на решение общего собрания акционеров решение считается не принятым. При этом, что следует понимать под общественной пользой, в документе не разъясняется.

Многие эксперты утверждают, что принятие предлагаемых поправок в Закон № 2103-XII равносильно введению в стране института «золотой акции», существовавшей с 1998 г. и отмененной в марте 2008 г. По их мнению, она сыграла весьма негативную роль в привлечении в страну иностранных инвестиций.

Проектом устанавливаются обязанности АО по уведомлению госпредставителей о дате, месте проведения и повестках дня общих собраний акционеров, а также правовые последствия нарушения этого требования.

Статья 30 Закона № 2103-XII дополняется нормами, устанавливающими порядок восстановления прав государства, нарушенных при создании АО, в т.ч. путем выпуска дополнительных акций и передачи их Беларуси и (или) ее административно-территориальным единицам в собственность.

РЯД перечисленных положений продублированы в законопроекте «О внесении дополнений и изменений некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ». Так, Закон от 9.12.1992 № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» (далее — Закон № 2020-XІІ) дополняется нормами, позволяющими не образовывать совет директоров (наблюдательный совет) в обществах, где государству в уставном фонде принадлежит доля более 50%. Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) уставом хозяйственного общества, могут быть переданы в компетенцию общего собрания. В случае если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), решение указанных вопросов относится к компетенции общего собрания. При этом делается исключение для хозобществ, где доля в уставном фонде в размере более 50% принадлежит государству. В таких хозяйственных обществах допускается возможность передачи уставом отдельных вопросов, которые должен решать совет директоров (наблюдательный совет), в компетенцию его исполнительных органов.

Предлагается урегулировать вопросы, связанные с возможностью создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником, вводится отдельная статья, определяющая порядок заключения и исполнения акционерных соглашений, предусмотрена возможность закрепления в уставе требования об избрании в совет директоров (наблюдательный совет) представителей работников и (или) профессионального союза.

В целях обеспечения участников хозяйственного общества своевременной и полной информацией в Закон № 2020-XІІ планируется включить положения о том, что исполнительный орган не менее чем за 20 дней до годового общего собрания должен представить отчет о деятельности общества.

Кроме того, в ст. 45 Закона № 2020-XІІ предлагается уточнить порядок обжалования решения общего собрания участников хозяйственного общества.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях