Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государство должно

поддержать законопослушного налогоплательщика...

поддержать законопослушного налогоплательщика

Именно таким был лейтмотив очередного съезда Белорусского союза налогоплательщиков. Здесь обсуждались актуальные проблемы развития отечественной налоговой системы. Отмечались ее положительные моменты, которые появились в последнее время, а также существенные недостатки. В работе съезда участвовали бухгалтеры и руководители предприятий - члены БСН, парламентарии из Совета республики Национального собрания, сотрудники налоговых, таможенных органов, Минэкономики. Встреча получилась интересной и, будем надеяться, полезной.
 
Председатель правления союза, директор УП "АДЛ" Анатолий ТРУХАНОВИЧ в отчетном докладе отметил, что эффективность работы общественного объединения в значительной мере определяется сотрудничеством с органами госуправления, принимающими решения в сфере налоговой политики, и их готовностью учитывать предложения налогоплательщиков.

В последнее время, по словам Трухановича, реализовано на практике одно важное предложение БСН: ликвидирована "пустая" отчетность, что позволит сэкономить как бумагу, так и труд бухгалтеров. Вместе с тем многие предложения общественного объединения не были приняты, поскольку налоговая политика у нас по-прежнему, как считает руководитель союза, носит в основном фискальный характер, а налоговое законодательство остается громоздким и противоречивым. И даже созданной именно для малых предприятий упрощенной системой налогообложения пользуется менее 3% субъектов хозяйствования все по тем же причинам: ее сложности, жесткости условий, что в конечном счете делает ее неудобной и невыгодной для применения.

По мнению А.Трухановича, высокая налоговая нагрузка на экономику страны ведет к оттоку капитала за рубеж, где она ниже. По его словам, в 2004 году налоговая нагрузка в республике составила 40,3% от ВВП, тогда как в России, например, она составляет 26%. Между тем "с учетом завуалированных платежей, таких как отчисления в инновационные фонды, налоги с неполученной выручки, авансовая уплата НДС и т.п., налоговая нагрузка оценивается более чем в 50% от ВВП", отметил глава союза.

Поэтому А.Труханович убежден в необходимости снижения общего уровня налогообложения как для субъектов хозяйствования, так и для рядовых граждан.

Много внимания уделил глава БСН и налогу, который затрагивает личные интересы всех налогоплательщиков: подоходному. Прозвучали известные, но по-прежнему не находящие отклика у законодателей предложения о введении единой или двухуровневой шкалы подоходного налога, о необходимости освободить от налогообложения бюджет прожиточного минимума. С легкой иронией было сообщено, что в Голландии есть льгота по подоходному налогу, если деньги тратятся на лечение домашних животных. А у нас даже льгота по расходам на стационарное лечение налогоплательщика отменена. И в проекте новой редакции Закона "О подоходном налоге с физических лиц" никакой льготы на лечение не предусмотрено. А жаль. Неужели депутаты и их родственники не лечат, скажем, зубы...

Много пока вопросов и по местному налогообложению, несмотря на то, что Конституционный суд страны не раз в своих решениях обращал внимание на проблемы, существующие в этой сфере.

БСН предлагает провести экономическую амнистию субъектов хозяйствования по срокам давности неуплаты штрафов, которые приводят к закрытию предприятий. Кроме того, нужен закон об умышленных и технических ошибках руководства субъектов хозяйствования, которые влекут за собой экономические санкции. Необходимо снизить размеры применяемых экономических санкций, упорядочить и уменьшить количество проверок предприятий по финансовым и налоговым вопросам. Эти меры позволят снизить затраты на налоговое администрирование. А.Труханович также убежден, что проверяющие органы не должны назначать и взимать штрафы. Вопросы назначения санкций и их правомерности должны принимать суды, подчеркнул он.

В заключение Анатолий Труханович поблагодарил энтузиастов, борющихся с помощью БСН за права налогоплательщиков, и призвал органы госуправления активно поддержать статус честного, законопослушного "его Величества Налогоплательщика". А БСН, как было обещано, будет активнее отстаивать его интересы и прежде всего путем экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Желающих высказаться на съезде было немало. Фрагменты наиболее интересных выступлений мы предлагаем нашим читателям.

Валерий ФАДЕЕВ, юрист: "В рамках проекта МФК "Исследование деловой среды", раздел "Налоговое администрирование", мы получили ряд интересных выводов. Некоторые из них таковы. У нас сложная налоговая система и нестабильное налоговое законодательство. Законодательные акты зачастую меняются несколько раз в году. НДС регулируется 148 актами, налог на прибыль - 126. У нас большой объем документации, высокие затраты на налоговое администрирование. Очень высок уровень налоговой ответственности. Имеет место несоответствие размера ответственности налоговому нарушению. Большое количество налоговых проверок. В России все неустранимые противоречия толкуются в пользу налогоплательщика. А у нас не определена даже ответственность сотрудников налоговых органов".

Анатолий СУШКЕВИЧ, председатель ОО "Белорусская ассоциация бухгалтеров": "У нас пока низкий уровень квалификации бухгалтеров. При этом 3% в себестоимости продукции занимают расходы на содержание бухгалтерии. Мы разработали систему оценки профессионального уровня бухгалтера. Почему бы руководителям предприятий не проверить квалификацию своего бухгалтера? Аттестация бухгалтеров должна быть обязательной. Еще проблема: всего 10 специалистов Минфина разрабатывают массу документов по бухучету. Поэтому у нас много коллизий в нормативных документах..."

Владимир КАРЯГИН, председатель Минского союза предпринимателей и работодателей: "У нас репрессивная система налогообложения, а надо создать стимулирующую. Для этого следует вести активный диалог с государством. Владелец предприятия - это же гиперналогоплательщик: он платит налог сам плюс его фирма плюс наемные работники. Система налогообложения должна быть справедливой. У нас в налогообложении не используется такая категория, как "домашнее хозяйство", то есть не стимулируется с помощью налогообложения развитие домашних хозяйств".

Анатолий ИГНАТЬЕВ, заместитель начальника бюджетно-налоговой политики Минэкономики: "Я разделяю большинство нареканий в адрес налоговой системы. Но надо иметь в виду: сколько лет западным системам налогообложения и сколько нашей. Сравнивать надо только то, что можно сравнить. В России все неустранимые сомнения налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков только в суде. Я также считаю, что должна быть упорядочена система платежей, обязательных для субъектов хозяйствования. Сейчас здесь помимо налоговых масса других непонятных сборов, которые можно квалифицировать, например, как плату за услуги. Но для этого должны быть оформлены договорные отношения.

Вопрос об отмене оборотных платежей давно был бы решен, но как быть с отраслями, в пользу которых эти платежи взимаются? К слову, ставки по ним в последние годы постоянно снижаются. Налоговая система всегда такова, какова экономическая система в стране в целом. У нас высокая социальная ориентация экономики, и на уровне налоговой нагрузки это не может не отражаться.

Белорусский союз налогоплательщиков должен в большей степени анализировать проекты нормативно-правовых актов  и вносить свои рекомендации. И он сможет реально влиять на принятие решений, если объединит в своих рядах основную массу налогоплательщиков".

P.S. Президент Александр Лукашенко, выступая с посланием Парламенту страны и белорусскому народу, обратил внимание на необходимость упростить отечественную систему налогообложения. Участники съезда БСН предложили "НЭГ", которая информирует своих читателей о всех новшествах налогового законодательства и его проблемах буквально с самого начала формирования нашей налоговой системы, ввести новую рубрику: "Налогоплательщик - государству". Здесь должны публиковаться рекомендации читателей по упрощению белорусской налоговой системы. А предложения надо передать тем, кто принимает решения в сфере налогообложения.