Инновации
11.06.2004 9 мин на чтение
мин
Государственный Приоритет
Как помним, текущий год объявлен Президентом годом ускорения и качества, а перспективы развития страны напрямую связаны с реализацией интеллектуального потенциала нации и эффективностью инновационной деятельности.
Как помним, текущий год объявлен Президентом годом ускорения и качества, а перспективы развития страны напрямую связаны с реализацией интеллектуального потенциала нации и эффективностью инновационной деятельности.
Поэтому стратегическая цель развития на ближайшие годы - комплексное повышение конкурентоспособности отечественных производств, конкурентоспособная экономика, высокий уровень жизни населения и национальная безопасность.
Одним из главных ресурсов в достижении поставленной цели должна стать высшая школа. Для этого ее инфраструктуру необходимо дополнить инновационными институтами (технопарками, центрами трансфера технологии, инновационными предприятиями и т.д.) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе белорусской инновационной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку, образование и производство во всех регионах и отраслях.
Создание такой инфраструктуры предполагает не ломку существующей системы, а дополнение ее новыми элементами, призванными заполнить образовавшийся вакуум между создателями и потребителями научно-технической продукции.
Министерство образования Беларуси делает определенные шаги в этом направлении. Сформирована инфраструктура для развития инновационной деятельности. Первый Университетский центр трансфера технологий в системе Министерства образования появился в 1997г. при Брестском государственном техническом университете в рамках совместного проекта между институтом Высшей профессиональной школы Биберах (Германия) и Ноттингемским Трент университетом (Великобритания) по программе ТЕМПУС-ТАСИС. С 1999г. функционирует Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских работ. Разработана программа реализации Концепции развития вузовской науки, согласно которой в технических университетах создано 10 центров трансфера технологий по направлениям, а в классических университетах - 5 региональных маркетинговых центров.
Для координации действий образованных подразделений Министерством образования сформирована отраслевая межвузовская научная программа "Совершенствование работы центров трансфера технологий, региональных маркетинговых и инновационных центров высшей школы". Ее цель - разработка комплекса научных, организационных, информационных, экономических подходов, направленных на обеспечение эффективного использования результатов НИОКР-НИОТР в производстве, поддержка инновационных центров и организация их эффективной совместной работы.
С 2003г. в сети Интернет заработал информационно-аналитический портал в области научной и инновационной деятельности системы Министерства образования www.icm.bу , который способствует продвижению разработок вузов на отечественный и международные рынки, росту квалификации менеджеров маркетинговых и консалтинговых центров.
Совместно с исследовательским центром г.Юлиха (Германия) открыт инновационный портал www.ibitz.biz, на котором представлена информация более чем о двухстах разработках, презентация которого состоялась на Ганноверской промышленной выставке в 2004г.
В 2003г. Министерство образования выступило учредителем научно-технологического парка БНТУ "Метолит". На технопарк возложены функции по обеспечению условий для осуществления инновационного процесса - от поиска идей до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Предметом деятельности технопарка является комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе. В составе технопарка успешно функционируют научно-производственные инновационные предприятия "Нилогаз", "Технолит", "Полимаг", "Белтехнология", "Промышленные экологические системы", "Лазерные технологии". Активно разрабатываются и осваиваются ресурсосберегающие и экологически чистые процессы, оборудование в области металлургии, сварки, литейного производства, обработки материалов давлением, порошковой металлургии, термического и химического воздействия на материалы. В результате инновационной деятельности на данных предприятиях освоен серийный выпуск наукоемкой импортозамещающей продукции. Налажен выпуск новых конструкционных, электротехнических и инструментальных материалов и изделий на их основе, применяемых в машиностроении, электротехнике, металлургии, строительстве и др.
В цепочке "разработка-производство-рынок" важным является вопрос подготовки и переподготовки кадров инновационной направленности. В стране практически отсутствуют подготовленные специалисты, знакомые со спецификой инновационного продукта и умеющие работать с ним на рынке. Поэтому по решению коллегии Министерства на базе Межвузовского центра маркетинга НИР в 2003г. открыт постоянно действующий семинар для специалистов по инновационной работе и маркетингу НИОКР. Особая роль в организации подготовки специалистов для инновационной деятельности отводится созданному Республиканскому институту инновационных технологий БНТУ, в котором осуществляется переподготовка по специализации "Инновационный менеджмент". В БНТУ на факультете экономики, технологии и управления с сентября 2004г. будет осуществлен прием студентов по специализации "Инновационный менеджмент".
Важно в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции. Подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, должна являться приоритетом в республике. По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в области менеджмента инноваций составляет до 25% от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Министерство образования считает целесообразным развивать систему подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру.
Следует отметить, что Министерством образования весь этот комплекс работ проводится согласованно с Государственным комитетом по науке и технологиям и Национальной академией наук.
Об эффективности проделанной работы свидетельствует тот факт, что объем выполненных НИОКР в системе Министерства образования за три года возрос с 11,3 млн. до 19,1 млн. USD. При этом, объем внебюджетного финансирования, в том числе за счет хозяйственных договоров и международных контрактов, превышает 60%.
Инновации - это будущее страны, устойчивое развитие экономики. Поэтому важнейшая задача - создание национальной инновационной системы - комплекса правовых, организационных и экономических рычагов, обеспечивающих неуклонное повышение технического уровня применяемых технологий, и, в конечном счете, достойное благосостояние граждан нашей республики.