Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Мнения
19.11.2004
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ - новая реальность

Деятельность ведомственного контроля в Республике Беларусь перешла на новую ступень развития. В ближайшее время отраслевые службы ведомственного контроля намерены заняться и аудиторской деятельностью...

Деятельность ведомственного контроля в Республике Беларусь перешла на новую ступень развития. В ближайшее время отраслевые службы ведомственного контроля намерены заняться и аудиторской деятельностью. Свое мнение об этом высказывают директор РУП "Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства" Александр Иванович ДРОБЫШЕВ и начальник управления аудита этой организации Валентина Ивановна ЛИС.

- Итак,  зачем  в  Беларуси  понадобился государственный аудит?

А.Д.: - Прежде всего, хочу сказать, что это отнюдь не неожиданный шаг. В строительной отрасли и других сегментах экономики имеется потребность не только в ревизии, но и в консультационных и аудиторских услугах. Их способны оказывать и службы ведомственного контроля. Исходя из этого был принят Указ Президента от 2004-02-12г. № 68, которым предусмотрено, что государственным организациям - отраслевым службам ведомственного контроля предоставляется право не только получать отчисления на свое содержание от подведомственных предприятий, но и зарабатывать средства путем проведения в установленном порядке аудита субъектов хозяйствования, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. При этом появляется возможность сократить обязательные отчисления предприятий на содержание отраслевых ревизионных структур.

Наша организация стала первой из служб ведомственного контроля в республике, получивших лицензию Минфина на оказание аудиторских услуг. Хочу подчеркнуть, что эта лицензия, выданная 17 мая 2004г., получена на тех же условиях, которые действуют для негосударственных аудиторских фирм.

- Но, быть может, некие отличия все же есть?

А.Д.: - Не столько отличия, сколько сложности. Процесс создания аудиторской службы в составе государственной организации сразу столкнулся с рядом проблем. Прежде всего это необходимость изменения нормативной базы. Закон "Об аудиторской деятельности" требуется привести в соответствие с Указом № 68. Самому понятию "государственный аудит" приходится преодолевать сложившиеся стереотипы.

Мы можем оказывать аудиторские услуги как частным, так и государственным организациям в рамках своей отрасли и за ее пределами с учетом требований и ограничений действующего законодательства. Соответствующая материальная база - вычислительная техника, программное обеспечение и т.п. - для этого создана.

Отмечу, что мы в своей деятельности руководствуемся теми же нормативными документами, что и частники. Отличие лишь в том, что наша служба не ЗАО, ООО или ОДО, а республиканское унитарное предприятие. Его учредителем является государство, а не физические лица. Но наших заказчиков интересует не вопрос учредительства, а профессиональный подход к делу. Это подтверждает, что первичен не вопрос собственности, а качество оказываемых услуг.

- Однако именно вопрос собственности лежит в основе принципа независимости аудита. Так ст.8 Закона "Об аудиторской деятельности" запрещает аудиторским организациям проводить аудит предприятий, если они имеют общих собственников:

А.Д.: - Такая норма действительно есть, но она требует доработки. Мы вносим предложения по изменению упомянутой статьи. Указ № 68 предоставил право ведомственному контролю оказывать аудиторские услуги, а изменения в Закон позволят это право реализовать.

- Частный аудит существует в нашей стране уже 12 лет. Чем вызвано появление новой структуры: частники не справились с задачей или государство просто решило само зарабатывать в этой сфере?

А.Д.: - Просто появится новый уровень конкуренции, который приведет к повышению качества аудита в целом. Востребованность аудита, кто бы им  ни занимался, будет зависеть от общей ситуации со спросом на рынке и уровнем качества.

- А в чем по-вашему заключается качество аудита?

А.Д.:-  Это такое выполнение работы, которое не вызывает претензий у заказчиков и контролирующих органов.

В.Л.: - Из своего опыта аудита могу сказать: качество измеряется отсутствием рекламаций. И чтобы этого достичь, требуется высокий уровень подготовки сотрудников, знание законодательства и опыт его применения.

- И такими кадрами РУП располагает?

А.Д.: - Найти хороших специалистов - всегда проблема. Но те, кто видит перспективу и нуждается в стабильности и социальных гарантиях, обращаются к нам. Строительная отрасль в республике развивается динамично, и работы у нас много.

Мы установили свои, достаточно высокие критерии отбора, и не всегда претенденты могут им соответствовать. Те, кто успешно сдал тесты и прошел собеседование, принимаются на работу.

Отмечу, что работники госаудита - не чиновники, которые, не зная азов аудита, берутся не за свое дело в надежде заработать. Наши сотрудники имеют квалификационные аттестаты аудиторов, у них за плечами - большой стаж работы в должности главных бухгалтеров и налоговых инспекторов, а также опыт проведения аудиторских проверок.

- Кто сегодня является заказчиком ваших услуг?

А.Д.: - Пока, до внесения изменений в Закон, мы как государственная организация проводим обязательные аудиторские проверки негосударственных предприятий, а также оказываем сопутствующие аудиту услуги всем, кто к нам обращается.

На сегодня заказы у нас есть. Это как строительные предприятия, так и работающие в других сферах деятельности (транспорт, торговля, производство). Есть среди них и организации с иностранными инвестициями. Замечу, что заказчики относятся к нам с доверием. Мы неукоснительно соблюдаем требования законодательства по процедуре проведения аудита, конфиденциальность. И готовы к равноправной конкуренции с другими аудиторскими фирмами.

- Как же повлияет изменение Закона  на  основную  задачу аудита - проверку достоверности бухгалтерской отчетности? Повлияет ли на эту функцию изменение Закона?

В.Л.: - Мы не сможем заниматься аудитом госпредприятий без изменения Закона. Требования Указа № 68 необходимо выполнить. В настоящее время службы ведомственного контроля находятся в неравных условиях по сравнению с частными аудиторскими фирмами.

Наши оппоненты утверждают, что государственные аудиторы не могут давать объективную оценку достоверности отчетности. Но это не так. Мы принимаем решение только исходя из результатов, а вопрос конфиденциальности для нас всегда стоит на первом месте.

С другой стороны, государственный аудит позволит сократить отчисления на содержание ведомственного контроля, а следовательно, и себестоимость продукции.

- И насколько же снизятся издержки в результате такого эксперимента?

В.Л.: - Пока об этом трудно говорить. Для этого требуется провести серьезный анализ. Наше управление работает только с мая текущего года. По мере того, как будет развиваться наша деятельность, мы сможем сократить размер обязательных отчислений на содержание служб ведомственного контроля. Но уже первые результаты нашей работы показывают, что государственный аудит себя оправдывает и имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития.

- А у предприятий будет возможность выбирать аудитора?

А.Д.: - Почему бы и нет?

- Скажем потому, что министерство - орган, олицетворяющий права государства как собственника в данном предприятии, и одновременно учредитель службы ведомственного контроля - обяжет заключить договор на аудит именно с вами:

А.Д.: - А что заставляет сегодня наших основных заказчиков - коммерческие организации негосударственной формы собственности делать выбор в пользу государственной аудиторской структуры? Я думаю, только одно - качество и профессионализм предлагаемых услуг. Количество договоров и объем проведенной работы подтверждают нашу востребованность у клиентов. Немаловажное значение для них имеет и то, что за нами как учредитель стоит государство. Это,  с одной стороны, налагает на нас особую ответственность, а с другой - гарантирует заказчику исполнение договорных обязательств.

Кроме того, это право собственника: применять принцип ротации проверяющего или нет. Но в такой постановке вопроса нет необходимости. Можно выбрать оптимальный вариант, например, с помощью тендера.

- И службы ведомственного контроля получат при этом фору благодаря своей форме собственности?

А.Д.:-  Экономическая целесообразность гораздо важнее ведомственных пристрастий. Процедура тендера не позволит административно влиять на выбор предприятия. Мнение собственника - кого выбирать - будет определяющим.