Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
10.03.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государственные закупки медицинских товаров в 2017 году

Указом Президента от 28.02.2017 № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее – Указ № 46) определен порядок осуществления государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания на ближайшие два года.

Документом установлено, что Управление делами Президента, республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Правительству, облисполкомы и Мингорисполком (далее – госорганы) при централизации госзакупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, осуществляемых госорганами, организациями, подчиненными (входящими в состав, систему) госорганам, в т.ч. структурным подразделениям с правами юридического лица облисполкомов и Мингорисполкома (далее – заказчики), имеют право устанавливать перечни товаров, подлежащих централизованной закупке, а также определять организаторов таких закупок (подп. 1.1 п. 1 Указа № 46). Перечень таких юридических лиц, приведенный в Указе № 46, является исчерпывающим и включает в себя:

– РУП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия – при закупке медицинских изделий;

– РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ) – при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением произведенных РУП БПОВЦ;

– РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», а также специализированные областные предприятия «Фармация» (далее – предприятия) – при закупке лекарственных средств и лечебного питания.

При этом государственными закупками в соответствии со ст. 1 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» считается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а под централизацией государственных закупок понимается организация закупок товаров организатором для нужд одного или нескольких заказчиков.

Указом № 46 также уточнено, что для его целей под лечебным питанием понимаются не любое питание, называемое лечебным, а только лечебные питательные смеси для внутреннего применения лицами, страдающими перечнем заболеваний, приведенным в данном акте.

При централизации госзакупок в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 46 их организаторы должны осуществлять закупки в порядке, установленном законодательством о госзакупках, с учетом особенностей, определенных Указом № 46. За нарушения такого порядка будут применяться меры ответственности, предусмотренные законодательством за нарушение порядка организации государственных закупок.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 11.16 КоАП не предусмотренное законодательством ограничение долж­ностным лицом или индивидуальным предпринимателем (ИП), членом комиссии, созданной для проведения процедуры госзакупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре госзакупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о госзакупках, иное нарушение порядка проведения госзакупки на территории Беларуси либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или ИП условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (БВ). Аналогичное повторное нарушение (в течение года после наложения административного взыскания) наказывается штрафом в размере от 50 до 100 БВ.

При этом, как сообщает Минздрав, в будущем планируется ввести дополнительные меры ответственности, в т.ч. организатора, за нарушения, допущенные при проведении централизованных закупок.

Указом № 46 также определено, что договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) имеют право заключать (от своего имени) только организаторы по результатам проведенных ими (или вышестоящей организацией) закупок.

Установлено, что заказчики по результатам процедур закупок, проведенных в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 46, имеют право не проводить процедуры госзакупок при приобретении:

– медицинских изделий – у РУП «Белмедтехника» и его дочерних предприятий;

– технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, – у РУП БПОВЦ;

– лекарственных средств и лечебного питания – у РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и предприятий.

Таким образом, заказчикам (из числа госорганизаций) предоставлено право приобретать перечисленные товары у организаторов без проведения процедуры государственных закупок. Необходимость такого освобождения объясняется тем, что закупки медицинских товаров – это специализированная профессиональная деятельность. А поскольку лекарственные средства и изделия медицинского назначения являются товарами ежедневной потребности для организаций здравоохранения, то последние должны быть освобождены от проведения процедур закупок, приобретая все необходимое у организаторов таких процедур.

Кроме того, Указом № 46 предусмотрены еще два ограничения:

1) при закупке РУП «Белмедтехника» и его дочерними предприятиями в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 46 медицинских изделий при строительстве с заказчиками должны заключаться договоры комиссии;

2) госзакупки с применением процедуры закупки из одного источника технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, произведенных РУП БПОВЦ, осуществляются заказчиками только у этого предприятия. Введение данного ограничения объясняется тем, что указанное предприятие является единственным в Беларуси, реализующим технические средства в объеме, необходимом для всех регионов страны, что выглядит несколько странно.

В свою очередь, для контроля за расходованием средств при заключении договоров комиссии установлено, что размер вознаграждения организатора по таким договорам устанавливается госорганом, определившим организатора, по согласованию:

– с Минфином – при закупках за счет средств республиканского бюджета;

– с финансовыми органами облисполкомов и Мингорисполкома – при закупках за счет средств местных бюджетов.

И еще одно уточнение, связанное с закупками медицинских изделий при строительстве: размер вознаграждения организатора по договору комиссии устанавливается в пределах средств на содержание заказчика, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства.

Перечисление организатору суммы вознаграждения должно осуществляться только после представления организатором заказчику отчета об исполнении договора комиссии.

Указ № 46 вступил в силу с 3 марта 2017 г., но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., и действует по 31 декабря 2018 г. По мнению разработчиков, его принятие позволит исключить необоснованное посредничество при приобретении медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, обеспечит экономию бюджетных средств за счет снижения контрактных цен и обеспечит бесперебойную поставку организациям здравоохранения медицинских товаров надлежащего качества.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений