Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государственные секреты и экономическая деятельность

Законодательством Беларуси предусмотрены банковская, коммерческая, личная, семейная, врачебная, государственная и служебная тайны. Кроме этого, законодательно оговорены тайна голосования, переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграф...
Законодательством Беларуси предусмотрены банковская, коммерческая, личная, семейная, врачебная, государственная и служебная тайны. Кроме этого, законодательно оговорены тайна голосования, переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, тайна усыновления, совещания судей, дознания и следствия.
 
Отношения, складывающиеся по поводу государственной и служебной тайн, регламентирует принятый еще в 1994г. Закон "О государственных секретах". Естественно, что изменения, произошедшие в жизни государства за эти годы, потребовали доработки этого правового акта.
 
2.02.2003г. вступила в действие новая редакция Закона "О государственных секретах" (далее -- Закон), принятая Законом от 4.01.2003г. N 172-З (рег. N 2/921 от 2003-01-10г.)

НОВАЯ редакция концептуально Закон не изменила. Остался прежним подход к определению самого понятия "государственные секреты". Как и в старой редакции, секреты включают в себя государственную и служебную тайны, поэтому не изменился механизм отнесения сведений к госсекретам, не потребуют кардинальной переработки перечень сведений, составляющих гостайну, ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В настоящее время действует Перечень сведений, составляющих государственную тайну республики, который был утвержден Указом Президента от 3.03.1999г. N 129. В Перечне определены категории сведений, подлежащих засекречиванию. В области экономики и финансов это данные, касающиеся мобилизационных вопросов подготовки экономики к военному времени, об использовании элементов технологической защиты ценных бумаг, денежных банкнот и монет, о технологии их производства, о расходах бюджета, связанных с обеспечением безопасности государства (кроме обобщенных данных), об ассигнованиях или затратах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по созданию вооружения и военной техники, раскрывающие схемы энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, коммуникационных систем городов (численностью свыше 100 тыс.чел.), особо важных и режимных объектов. То есть гостайну составляют такие сведения, разглашение которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, политических, экономических интересов страны.

На основании этого Перечня органы, наделенные полномочиями по отнесению сведений к госсекретам, разрабатывают свои перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Вместе с тем Закон определил сведения, которые должны быть общедоступны и не могут засекречиваться. К числу таковых ст. 14, например, относит сведения о размерах золотого запаса, об обобщенных показателях внешней задолженности республики, о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам. Перечень категорий сведений, не подлежащих засекречиванию, является исчерпывающим. Если гражданин считает, что ему отказывают в предоставлении сведений, не подлежащих засекречиванию, по причине их секретности, то он может обжаловать в суд решение об их отнесении к государственным секретам.

БОЛЕЕ детально новая редакция Закона регламентирует порядок засекречивания сведений и обращения с государственными секретами.

Работник, имеющий дело с секретами, может создавать документы, предметы или иные носители секретной информации, которым он обязан присваивать гриф секретности.

Если юридические лица в процессе своей деятельности получают новые данные, по своей важности и значимости соответствующие категориям, подлежащим засекречиванию, руководитель этого юрлица обязан внести в республиканский орган госуправления, к сфере деятельности которого относится полученная информация, обоснованные предложения о необходимости отнесения этих сведений к госсекретам и принять меры по их нераспространению. Засекречивание таких сведений будет осуществлено после внесения дополнений в соответствующий перечень.

Владельцами секретов являются органы, наделенные полномочиями по отнесению сведений к таковым. Юридические лица -- пользователи могут распоряжаться ими в пределах предоставленных полномочий. Если какие-то предприятия или организации сталкиваются с необходимостью заказать по договору подряда другим субъектам хозяйствования выполнение работ с использованием сведений, составляющих госсекреты, они имеют право передать подрядчику секретную информацию в объеме, необходимом для выполнения работ, при соблюдении следующих условий.

Во-первых, подрядчик -- юридическое лицо должен иметь разрешение на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих госсекреты, которое выдается органами госбезопасности РБ. Для получения такого разрешения юридическое лицо должно иметь в своей структуре подразделение по защите госсекретов, необходимые сертифицированные средства технической защиты секретной информации и подготовленных работников для их эксплуатации, пройти проверку, а его руководитель -- аттестацию в органах госбезопасности. Если у юридического лица нет такого подразделения, то по согласованию с заказчиком работ оно обязано заключить с другой организацией, имеющей все необходимое, договор об оказании услуг по защите секретов. То есть подрядчик обязан обеспечить защиту тех сведений, которые ему будут переданы.

Во-вторых, организация-заказчик еще до вступления в договорные отношения должна убедиться в том, что у подрядчика имеется соответствующий допуск. Для физического лица это должен быть допуск той формы, которая позволяет ему работать со сведениями соответствующей степени секретности. К примеру, для работы с совершенно секретными сведениями необходимо иметь допуск не ниже формы N 2.

В-третьих, организация-заказчик должна получить разрешение госоргана -- владельца секретных сведений на их передачу.

Такая передача обязывает заказчика работ контролировать обеспечение режима секретности. Он вправе приостановить выполнение работ, потребовать устранения выявленных нарушений, даже расторгнуть договор и ходатайствовать об аннулировании допуска и привлечении виновных к ответственности. Эти права и обязанности должны оговариваться при заключении договора подряда.

ДОПУСК к госсекретам связан с ограничениями прав и дополнительными обязанностями для физических лиц. В соответствии со ст. 29 Закона ограничиваются права выезда за границу, пользования и распоряжения секретными сведениями. Так, только руководитель организации, допускавшей к секретам, может разрешить работнику выехать за границу в период, оговоренный в договоре о допуске. Даже авторы секретных изобретений и открытий вправе распространять сведения о них только в порядке, определяемом секретным делопроизводством.

Наряду с ограничениями существуют определенные гарантии прав и интересов лиц, связанных с секретами. В первую очередь это касается защиты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, обеспечении конкуренто-способности отечественных производителей на рынке наукоемкой продукции, а также права на получение более обширной информации по каким-либо вопросам или в определенной сфере деятельности, что для профессиональной деятельности многих весьма важно. Сейчас, например, ведется разработка нормативных правовых актов, которые будут регулировать вопросы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в рассматриваемой сфере.

Кроме этого, законодательство предусматривает компенсации за ограничения прав носителя секретов, которые выражаются в виде доплат к должностному окладу или тарифной ставке в размерах, определяемых постановлениями Совмина, Минтруда и соцзащиты.

ХОТЯ законодательство в области госсекретов и содержит определенные ограничения для субъектов хозяйствования в выборе партнеров по совместной деятельности, предъявляет дополнительные требования к организации делопроизводства, производству работ с секретами, оно ни в коей мере не ограничивает деловую активность. Охраняя в первую очередь интересы государства, это законодательство защищает и права хозяйствующих субъектов, например на интеллектуальную собственность, защищает их информацию от несанкционированного доступа посторонних. Таким образом обеспечивается сбалансированность прав и интересов государства и других субъектов правоотношений в этой сфере.

В любом случае, если юридические или физические лица считают, что их права или законные интересы нарушены, они могут обжаловать действия должностных лиц или госорганов в выше-стоящие инстанции, либо обратиться с жалобой в прокуратуру, на которую возложена обязанность осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о госсекретах, или в порядке гражданского судопроизводства в суд.

Закон регулирует только общие и наиболее важные вопросы в данной области. Знание его положений достаточно для того, чтобы представлять, как должны решаться вопросы, связанные с государственной или служебной тайнами. Законодательство о госсекретах включает ряд других нормативных правовых актов, более детально регламентирующих делопроизводство, организацию защиты. Большинство таких правовых актов касаются только работников режимно-секретных подразделений и других носителей секретов и являются секретными.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений