Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государственная инвестиционная программа на 2021 год: денег хватит не всем

Иллюстрация: freepik

Предметом недавнего совещания правительства с участием Александра Лукашенко стало обсуждение государственной инвестиционной программы – документа, который определяет перечень проектов, требующих капитальных вложений и финансируемых за счет средств государственного бюджета на протяжении предстоящего года. Обычно инвестиционная программа принимается в декабре, и ее согласование не вызывает особых вопросов. Однако в этот раз что-то пошло не по плану.

Представление о том, что такое государственная инвестиционная программа, можно получить благодаря хорошо изученной нами структуре этого документа прошлого года (см. статью «Государственная инвестиционная программа: какие проекты будут профинансированы в 2020 году» в «ЭГ» № 98 за 31.12.2019).

Объем инвестиционной программы 2020 г. составил 593,8 млн руб.

Источниками финансирования стали средства государственного бюджета (44,5%), фонда национального развития (17,7%), республиканского дорожного фонда (16,8%), резервного фонда Президента (22,7%).

 

Приоритеты: социальная инфраструктура и национальные проекты

Значимую часть программы обычно занимает строительство социальных объектов – учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. В прошлом году на эти цели планировалось направить 146,6 млн руб., или 24,7% от общего объема финансирования. Еще 176,9 млн руб., или 29,8% средств программы, составило финансирование строительства дорог, постройки станций по обезжелезиванию воды, проведения мелиоративных работ. На строительство зданий и сооружений для потребностей Министерства обороны, судебных и правоохранительных органов, КГБ и МЧС было направлено 80 млн руб. (13,5%).

Отдельную категорию инвестиций составляют национальные проекты. В качестве примера такого проекта можно назвать создание социальной инфраструктуры в Островце по месту расположения БелАЭС. Только на один этот проект в 2020–2021 гг. планировалось потратить 173 млн руб., из которых 97,5 млн руб. были отнесены на 2021 год. На эти деньги в районе планируется провести магистральные сети и осуществить застройку всей центральной части города с районом усадебной застройки для энергетиков АЭС, построить ледовый дворец, киноконцертный зал, дом культуры и творчества молодежи, автовокзал, районную больницу, школу на 510 мест, полигон ТБО.

Вторым значимым национальным проектом, финансирование которого должно продолжиться в 2021 г., можно назвать индустриальный парк «Великий камень». Объем финансирования в 2021 г., выделяемого для реализации проекта (в редакции программы 2020 г.), составит 52,2 млн руб. Деньги пойдут на дальнейшее развитие инженерной и энергетической инфраструктуры парка, строительство поликлиники, автодороги и железнодорожной ветки в транспортно-логистическую зону парка. Таким образом, только на два этих проекта в 2021 г. может быть направлено почти 100 млн руб., или 15% всего объема программы.

Однако внесение проекта в программу не гарантирует, что его финансирование в последующие годы будет осуществляться строго по графику. Например, в 2020 г. финансирование ряда проектов, запланированных к реализации в прошлые годы, было отложено. Общая сумма отложенного финансирования составила 159,6 млн руб.

 

Конкуренция между проектами в 2021 г. усилится

Про инвестиционную программу 2021 г. известно, что ее объем (в редакции, представленной на рассмотрение Президента) составил 664 млн руб., что на 11,8% больше, чем в прошлом году.

Финансирование будет направлено на строительство 129 объектов, из которых только 53 будут введены в эксплуатацию в текущем году, а строительство остальных будет продолжаться в последующие годы.

Приоритет программы, по словам министра экономики Александра Червякова, останется прежним – строительство социальных объектов и инженерной инфраструктуры. И все же, несмотря на то что общие контуры программы, казалось бы, ничем не отличаются от прошлогодних, согласование и утверждение перечня проектов, претендующих на финансирование в рамках программы на 2021 год, проходит с заметным опозданием. И, если судить по критике со стороны Главы государства, утверждение программы по-прежнему далеко от завершения.

Такое затянутое согласование программы может иметь единственное объяснение – столкновения между отдельными проектами, которые лоббируют различные министерства и председатели облисполкомов. Проектам, которые были начаты в 2019–2020 гг., важно остаться в программе 2021 г. и не сесть на лавку запасных. Второстепенные проекты, отложенные в прошлые годы, пытаются напомнить о себе и вернуться в перечень финансируемых в текущем году. Появляются новые инициативы, которые также претендуют на получение своего куска пирога. Наши выводы подтверждают и критические замечания со стороны Президента в адрес одного из губернаторов, который инициировал включение в программу благоустройство парка. По мнению А. Лукашенко, такой проект недотягивает до уровня государственной программы, т.к. может быть решен «в инициативном порядке», т.е. собственными силами местного исполкома.

Конечным критерием, который определит победителей и проигравших в этой борьбе, станет возможность завершения и ввода проекта в эксплуатацию в текущем году. Это звучит довольно разумно, однако в то же время нельзя исключать появления в программе объектов, связанных с реализацией новых масштабных государственных проектов, например, строительством биотехнологического комплекса по глубокой переработке зерна в Пуховичском районе.

 

Кандидаты в лидеры и потенциальные аутсайдеры

Можно предположить, что в 2021 г. продолжится финансирование национальных проектов, близких к завершению, в первую очередь, строительство социальной инфраструктуры в Островце и развитие транспортно-логистической развязки в индустриальном парке «Великий камень».

Стоит ожидать приоритетного выделения финансирования для строительства социальных объектов высокой значимости – школ и больниц, а также объектов, имеющих отношение к силовым структурам.

С высокой степенью вероятности продолжится строительство дорог и проведение мелиоративных работ – эти инфраструктурные инвестиции имеют свои собственные источники финансирования, предусмотренные бюджетом, а значит, вряд ли стоит ожидать, что какие-либо другие проекты смогут подвинуть их в государственной программе.

А вот судьба спортивных и культурных сооружений, второстепенных социальных объектов висит на волоске – именно такие проекты прежде всего рискуют быть отложенными на неопределенный срок.

Полагаем, что инвестиционная программа будет доработана до конца месяца и уже в феврале можно увидеть, насколько правы мы были в своих суждениях.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений