Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Исследования
28.02.2014 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОССЛУЖАЩИЙ: ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО©

Редко можно услышать откровенный разговор об интересах, проблемах и взглядах государственных служащих и руководителей госпредприятий. Эта тема настолько деликатна, что исследовавшая ее компания, предоставив «ЭГ» результаты своих трудов, пожелала сохранить анонимность. Мы обязались выполнить это условие, но отметим, что умело используя маркетинговые технологии, авторы исследования получили довольно отчетливый портрет белорусского чиновника.

работы анонимного мастера

Редко можно услышать откровенный разговор об интересах, проблемах и взглядах государственных служащих и руководителей госпредприятий. Эта тема настолько деликатна, что исследовавшая ее компания, предоставив «ЭГ» результаты своих трудов, пожелала сохранить анонимность. Мы обязались выполнить это условие, но отметим, что умело используя маркетинговые технологии, авторы исследования получили довольно отчетливый портрет белорусского чиновника.

Исследованием были охвачены сотрудники госпредприятий разных отраслей и госслужащие, работающие в органах государственной власти и управления различного уровня, в сфере образования, налоговых, правоохранительных и иных структурах, в основном — руководители среднего звена. Всех их можно разделить на два полярных типа по жизненной позиции.

Консерваторы ценят стабильность и благополучие, не любят перемен — в работе и жизни, не желают переезжать и менять обстановку. Любые новшества они воспринимают негативно, с опаской, воздерживаются от критики в адрес своей профессиональной деятельности, уходят от обсуждения социальных и политических вопросов. Консерватизм особенно характерен для людей среднего и старшего возраста, преимущественно женщин, проживающих в регионах. Молодые региональные госслужащие тоже нередко настроены консервативно, планируют жить и делать карьеру в своем городе. Вообще консерваторы не склонны к переездам, особенно за рубеж. Зачастую это связано с неуверенностью в своей способности освоить иностранные языки, повысить квалификацию, пройти конкурсный отбор. Обратная сторона такого подхода — нежелание принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу.

Семейные ценности играют очень большую роль при принятии профессиональных решений консерваторами, особенно если речь идет о переезде в другой город, переходе на новую должность или место работы. Впрочем, многие женщины-госслужащие допускают переезд вслед за супругом или в связи с замужеством, а значит, воспринимают свою работу как второстепенную (если муж приносит основную долю семейного дохода). Это говорит о том, что личная жизнь для них приоритетнее службы.

Либерально настроенные служащие больше ценят свободу, склонны к критике ситуации на производстве, в экономике и общественной жизни. Они выше ценят значимость образования, развития, самосовершенствования. На либеральной позиции стоит молодежь, мужчины чаще критикуют экономические, социальные условия, профессиональные проблемы. Наиболее активны жители областных центров и особенно столицы — впрочем, до известных пределов.

Материя обеспеченности

Госслужащие и работники госпредприятий не считают себя хорошо обеспеченными. Уровень заработков, по их мнению, покрывает лишь основные потребности, а на отпуск и крупные покупки деньги приходится откладывать в течение года. Распространено мнение, что «лет 10 назад на госслужбу было престижно попасть, зарплаты были в принципе нормальные, благодарности были конкретные. Но все поменялось».

Многие госслужащие-женщины вообще не рассматривают свою зарплату как основной источник дохода, а полагаются только на мужа. Работа для них — «удовольствие» и возможность самореализации, но расстаться с ней желающих немного. Негативно воспринимается всеми ограничение возможности подработать.

С места в карьеру

Государственная служба в целом воспринимается теми, кто на ней состоит, как более инертная сфера по отношению к частной. Но и тут возможны варианты.

При успешном карьерном росте работники удовлетворены возможностями, достаточно быстро продвигаются по карьерной лестнице, не прилагая к этому существенных усилий, новые должности воспринимают позитивно. Для наиболее амбициозных специалистов решающее значение имеет именно карьерный рост, без которого госслужба не выглядит привлекательно, а любая задержка в движении вверх вызывает недовольство.

Вынужденный карьерный рост происходит порой помимо желаний самого служащего, вызывая у него чувство лишней ответственности или сложности при адаптации к новой работе. В руководящей должности видится не так много преимуществ, которые бы перевешивали увеличившиеся нагрузки, усилия, риски и стрессы. Нередко высокая должность не соблазняет ни зарплатой, ни какими-либо бонусами. Эти обстоятельства, а также неуверенность в себе заставляют некоторых отказываться от повышения.

Номинальный карьерный рост предполагает формальное продвижение по служебной лестнице. Но зачастую новая должность не сулит ни существенного увеличения зарплаты, ни свободы действий — вырасти может только объем обязанностей и ответственность, да и то немного. Поэтому особых протестов, как и радости, такой вариант не приносит.

Специфика организации или постоянное наличие на руководящих должностях одних и тех же людей может вообще исключать карьерный рост — по крайней мере выше определенной стадии. При этом, с одной стороны, служащие довольны достигнутым, но с другой — не видят возможности для дальнейшего продвижения в рамках своей структуры и привыкают к этому. Со временем они начинают ценить не должность, а возможность реализации профессионального потенциала. Такое нейтральное отношение к карьере чаще высказывают женщины.

Иногда повышение по службе связано с переездом на новое место жительства, например, в областной центр, столицу. В случае решения жилищных проблем этот вариант достаточно популярен.

В целом ярких примеров карьерного развития в среде госслужащих мало. Объективные барьеры ставит конкретная организация: особенности структуры (нет выраженной карьерной лестницы); низкая заинтересованность руководства в росте данного специалиста; длительное пребывание руководителя на своей должности; кумовство. Кроме того, некоторые респонденты отметили, что женщинам труднее реализоваться профессионально.

Есть и субъективные причины ограниченного карьерного роста: страх ответственности, атмосфера напряженности, отсутствие мотивации, слабые личностные качества (низкая инициативность, нежелание «идти по головам»), возраст, состояние здоровья и семейные обстоятельства. У женщин желание карьерного роста слабее, чем у мужчин.

Негде развернуться

В своей профессиональной среде госслужащие видят ряд негативных черт. Во-первых, ограниченные возможности для служебного роста, связанные с инертностью структуры. Во-вторых, консерватизм госпредприятий, ограниченные возможности для творчества, что уменьшает их конкурентоспособность по сравнению с частными структурами. Закупки нового оборудования за счет льготных кредитов и различные преференции не компенсируют ограничений, связывающих менеджеров госпредприятий при принятии решений.

И наконец, кумовство, которое во многих организациях определяет взаимоотношения и возможности роста. С различной степенью открытости (чаще очень осторожно) госслужащие признают, что для трудоустройства и продвижения по службе необходимы связи. Иногда это кажется плюсом, необходимой частью успеха (ты мне — я тебе), облегчающей решение многих вопросов и позволяющей быстрее добиваться результата.

Приказано сократить

Большинство госслужащих нейтрально воспринимают возможность собственного сокращения, рассматривая его в т.ч. как шанс изменить свою жизнь. Многих смутила скорость, с которой было проведено в прошлом году сокращение госаппарата, поданное и воспринятое как реформа. Значительное число респондентов отмечало, что вполне можно было позволить людям предпенсионного возраста доработать 1–2 года, чтобы уйти на заслуженный отдых. Кое-где сокращенные работники столкнулись со сложностями при трудоустройстве, а оставшиеся — с увеличением нагрузки. В некоторых организациях оптимизация численности была безболезненной — ушли лишь пенсионеры и те, кто сам этого хотел.

В целом госслужащие готовы к смене работы. Нередко они указывают, что сокращение является позитивным вариантом (при этом выплачивается компенсация, увольнение — хуже). Некоторые воспринимают сокращение как возможность сменить сферу деятельности.

Негативно относятся к возможности сокращения люди, долго (10–20 лет) проработавшие на одном месте, и женщины старше 45 лет, опасающиеся сложностей при трудоустройстве.

В настоящее время только отдельные госслужащие и работники госпредприятий активно ищут работу. Многие позитивно воспринимают возможность смены сферы деятельности, перехода в частную компанию или открытия собственного бизнеса. В последнем случае сдерживает в основном отсутствие начального капитала.

Жить в эпоху перемен

Модернизация и изменения в профессиональной деятельности в целом воспринимаются госслужащими позитивно, хотя и требуют времени для адаптации. Всегда приветствуются компьютеризация и информатизация рабочих процессов, совершенствование форм отчетности. Гораздо меньше энтузиазма вызывает реструктуризация, т.е. изменение численности и структуры подразделений (что нередко ассоциируется с сокращением госаппарата), которая неизбежно влечет рост нагрузки и объема выполняемой работы. Мало кого радует ситуация, когда профессионалы уходят, а функции, которые ранее выполняли 2 работника, возлагаются на одного за ту же зарплату.

Особенно негативно воспринимается реструктуризация, затрагивающая взаимодействие городских и районных структур. Чувствительны вопросы объединения городской и районной администрации при доминировании «района» с низким уровнем профессионализма.

Никто не хотел реформ

В широком контексте реформы и модернизация зачастую воспринимаются госслужащими скептически — как формальные, пустые и малоэффективные. При этом часто респонденты затрудняются назвать направления глобальных реформ или явно избегают этой темы. Столь же прохладное отношение к изменениям законодательства. Сложности, связанные с толкованием законов, затрудняют работу, отмечают специалисты госпредприятий. Некоторые подозревают, что подобные перемены проводятся лишь для того, чтобы получить повод для проведения платных обучающих мероприятий, а потом — сбора штрафов. В то же время госслужащие напоминают о том, что в рамках их структуры производится информирование о законодательных изменениях. Большинство опрошенных уверено, что нестабильность законодательства отпугивает инвесторов и затрудняет работу экономики.

Работники госпредприятий скептически относятся к государственным инвестициям в производство. Они полагают, что это неэффективное расходование средств налогоплательщиков, что они вряд ли помогут производить конкурентоспособную продукцию. Госпредприятиям сложно адаптироваться к изменениям рынка и конкурировать с частным бизнесом.

Не заглядывая вдаль

Большинство госслужащих считают самым перспективным местом для жизни и карьеры столицу. Регионы котируются куда меньше. Однако переезд в Минск — дело сложное: жилье дорогое, трудоустроиться тоже непросто. При этом жители райцентров больше, чем обитатели столицы и областных центров, склонны к миграции в пределах Беларуси. Вариант переезда за границу все госслужащие в основном рассматривают лишь гипотетически. Развернутых сравнений уровня жизни, особенностей профессиональной деятельности и социальной среды в Беларуси и за ее пределами обычно не приводится, опыт пребывания за рубежом чаще связан с туризмом.

Выраженную критику в отношении проживания в Беларуси в сравнении с другими странами работники госпредприятий и госслужащие себе не позволяют. Отдельные чиновники упоминают политические причины как факторы, способные повлиять на переезд за рубеж, но в целом эту тему обсуждать не принято.

От официального информбюро

Госслужащие предпочитают Интернет другим средствам получения информации о текущей ситуации в Беларуси и за ее пределами. Второй по значимости источник — телевидение, а информация, необходимая для профессиональной деятельности, черпается из специализированных ведомственных изданий, у руководства, вышестоящей организации. Для качественного выполнения обязанностей этого достаточно, а дополнительные сведения можно получить от родственников, знакомых и коллег — разумеется, заслуживающих доверия. Независимая аналитика госслужащих практически не интересует. Однако хотя они обычно явно не декларируют интерес к социально-экономическим и политическим вопросам, выраженная критическая позиция к некоторым СМИ позволяет предполагать, что их информационные интересы находятся на уровне обывателей. При этом многие госслужащие не видят источников, которым можно полностью доверять.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений