Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
31.01.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОСРЕЕСТР ВМЕСТО ЛИЦЕНЗИИ©

Отказ от лицензирования издательской деятельности и введение единого государственного реестра издателей, производителей и распространителей печатной продукции предусмотрены законопроектом «Об издательском деле», внесенном Совмином в Палату представителей.

Отказ от лицензирования издательской деятельности и введение единого государственного реестра издателей, производителей и распространителей печатной продукции предусмотрены законопроектом «Об издательском деле», внесенном Совмином в Палату представителей.

Сегодня полиграфическая и издательская деятельность в Беларуси регулируется несколькими разрозненными нормативными правовыми актами. На законодательном уровне не определены такие понятия, как издательское дело, его субъекты, печатная продукция, ее распространение, говорит депутат Елена Новик. Документ, поступивший в Палату представителей, призван ликвидировать эти пробелы в правовой базе.

Одно из важных новшеств, предусмотренных проектом закона, касается отмены лицензирования издательской и полиграфической деятельности и перехода к государственной регистрации издателей, производителей и распространителей печатной продукции с введением единого государственного реестра. Положение о реестре поручено разработать и утвердить Министерству информации, которое является республиканским органом госуправления в данной сфере.

Те, кто занимался получением разрешений на издательскую деятельность, знают, что эта процедура требует немалых затрат времени и средств. Кстати, в России, на которую часто ссылаются наши законодатели, давно отказались от лицензирования издательской деятельности и типографских услуг. Думается, связано это с развитием Интернета, благодаря которому появляются новые каналы получения информации, а ее объем на бумажных носителях неуклонно снижается в пользу интернет-ресурсов. В итоге лицензирование в сфере издательской деятельности не всегда дает нужный эффект даже тогда, когда речь идет об ограничении распространения откровенно опасных для общества сведений.

В законопроекте прописан порядок госрегистрации, обозначены регистрационные требования к субъектам издательского дела, а также процедура их перерегистрации и внесения изменений в госреестр. Так, подлежат госрегистрации издатели официальных, научных, научно-популярных, производственно-практических, учебных, массово-политических, справочных, литературно-художественных, духовно-просветительских видов изданий, а также производители и распространители издательской продукции. Не требуется госрегистрация для юрлиц, осуществляющих выпуск ведомственных изданий, содержащих нормативные, инструктивные или другие материалы служебного характера, регламентирующие деятельность данного субъекта хозяйствования. Не распространяется это требование на юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, выпускающих бланочную и этикеточную продукцию, товарные ярлыки, визитки.

Продублирован ряд ныне действующих ограничений для субъектов хозяйствования, работающих на данном рынке. Например, юрлицу для госрегистрации необходимо иметь в штате специалиста с высшим образованием (с высшим полиграфическим — для производителей издательской продукции), отвечающего за издательскую (полиграфическую) деятельность, и, кроме того, сдавшего квалификационный экзамен. Такие же образовательные требования предъявляются к индивидуальному предпринимателю: наличие диплома о высшем или высшем полиграфическом образовании соответственно и квалификационный экзамен. Сегодня выполнение этих норм необходимо для получения лицензии.

Одновременно планируется ввести новшество, призванное облегчить жизнь индивидуальных предпринимателей, не имеющих вузовского диплома. Им после принятия и вступления законопроекта в силу для прохождения госрегистрации будет разрешено нанимать соответствующих специалистов. Задача, скажем, прямо, не из простых. Хорошо, если полиграфист с высшим образованием найдется среди членов семьи или близких родственников, поскольку «чужих» по действующему законодательству индивидуальному предпринимателю нанимать запрещено.

Отдельная статья законопроекта посвящена перерегистрации. Она обязательна при смене специалиста, ответственного за издательскую деятельность, при изменении наименования организации и видов выпускаемых изданий.

Как объяснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, документ планируется рассмотреть на весенней сессии, которая откроется в апреле. В ходе его доработки будут уточнены некоторые статьи и отдельные формулировки. На расширенном заседании комиссии обсуждалась возможность распространения норм законопроекта на издание электронных книг, которые сегодня завоевывают все большую популярность.

По словам Е.Новик, законопроект «Об издательском деле» подготовлен Мининформом с учетом соответствующего модельного закона СНГ, а также зарубежного опыта.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by