$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Госреестр монополистов:

15.01.2008

В 2007 г. департамент ценовой политики Минэкономики осуществил анализ 37 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозсубъектами своего доминирующего положения на товарных рынках. В результате 9 субъектов исключены, 5 новичков включены в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Всего в Реестре по состоянию на 21.12.2007 г., информирует Минэкономики, находятся 150 хозяйствующих субъектов.

Утратили доминирующее положение и исключены из Реестра:

— ПРУП «Березастройматериалы» — на товарных рынках плит из минеральной ваты;

— РУП «Строммаш» — оборудования для стекольно-ситаловой промышленности и запасных частей к нему;

— ОАО «Лунинецлес» — сырья древесного для выработки экстрактов;

— ОАО «Щучинский завод «Автопровод» — проводов установочных;

— ОАО «Бархим» — на рынках олифы;

— ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» — деятельности по организации торговли ценными бумагами;

— СП «Бел-Фер» ООО — приборов освещения и визуальной сигнализации;

— ОАО «Оршанский завод швейных машин» — машин промышленных и швейных;

— ОАО «Амкодор» — на рынках погрузчиков пневмоколесных грузоподъемностью 2 т.

Кроме этого, ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат» и РУП «Клецкий консервный завод» исключены из Реестра сроком на 1 год.

В связи с введением в действие с 2006 г. нового общегосударственного классификатора РБ (ОКРБ 005-2006) изменены товарные позиции, по которым ОАО «Теплоприбор», КУПП «Волковыскстройматериалы», РПТУП «Беларусьторг» включены в Реестр.

Факт доминирования установлен для хозсубъектов:

— ОАО «Нафтан» — по товарным позициям «масла индустриальные: И-20, И-30, И-40, И-50», «экстракт нефтяной», «гач нефтяной»;

— ОАО «Беларускабель» (г. Мозырь) — «провода автотракторные»;

— ОАО «Шиноремонт» (г. Бобруйск) — «покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора»;

— ОАО «Белтрансгаз» — «оптовая торговля природным (горючим) газом»;

— УП «Унидрагмет БГУ» — «услуги по переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни».

Они теперь в Реестре.

Доминирующее положение на рынке

Зачем предприятиям нужно знать о нем?

Что означает для предприятия попадание в Госреестр хозсубъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках? Это можно понять, разобравшись в терминах и определениях. Полное доминирование на рынке — монополия, частичное доминирование — олигополия. При частичном доминировании уровень цен, качество и условия продаж определяет не один продавец, а несколько, в совокупности владеющих подавляющей долей рынка. Такая доля рынка позволяет компаниям-олигополистам легко вступать в ценовой сговор, разрушая конкурентную среду и получая прибыль, не зависящую от уровня удовлетворенности потребителя.

Чтобы зависимость от потребителя не снижалась и участники рынка постоянно совершенствовали свою продукцию, не увеличивая необоснованно цены, на монопольном рынке цену полностью регулирует государство. На олигопольном рынке госорганы отслеживают взаимоотношения и взаимодействия доминирующих участников, препятствуя их ценовым сговорам или другим видам согласованных действий.

Таким образом, если исходить из экономической логики, попадание компаний в реестр доминирующих автоматически влечет за собой более тщательное отслеживание рыночной деятельности предприятий со стороны властей. В развитых экономиках даже на олигопольном рынке государство напрямую не регулирует цены и может влиять на них опосредованно, с использованием, например, фискальных инструментов. Для Беларуси, отличающейся высоким уровнем влияния государства на хозяйственную деятельность рынка, вмешательство госорганов во внутренние дела субъектов традиционно. Такое вмешательство регулируется не только законами, но и множеством подзаконных актов, отраслевых нормативных и директивных документов, письмами и разъяснениями.

Попадание в число доминирующих участников дает госорганам прямое право регулировать деятельность предприятия не только в части установления цены, но и в части номенклатуры и требований к параметрам товаров, заключения договоров, конкурентной борьбы и т. д. (см. раздел II Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Положения упомянутого Закона вполне логичны, и с точки зрения экономики крайне необходимы. Но проблема — в применении этих положений.

Например, раз ОАО «Беларускабель» (г. Мозырь) признано доминирующим субъектом по товарной позиции «провода автотракторные», то к этой позиции применяются все положения вышеупомянутого Закона. То есть предприятие не сможет без согласования отказаться от выпуска невыгодных для него типономиналов проводов, не сможет применять мер конкурентной борьбы по отношению к другим поставщикам и т. д. То же касается закупок и нормативов. А уж цены на такую продукцию в контракты необходимо включать только после согласований со множеством организаций.

Поэтому отсутствие предприятия в Реестре — безусловное благо, попадание в него равносильно специальному наказанию.