Банки и расчеты
24.12.2004 9 мин на чтение
мин
ГОСПОШЛИНА: сколько стоит "половина" выигранного дела?
Распределение судебных расходов в случае частичного удовлетворения исковых требований неимущественного характера
Распределение судебных расходов в случае частичного удовлетворения исковых требований неимущественного характера
К хозяйственным (экономическим) спорам неимущественного характера, рассматриваемым хозяйственным судом, ст. 27 ныне действующего Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) относит, в частности, споры о (об):
1. разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
2. изменении условий или расторжении договора;
3. признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе ненормативных актов, связанных с доначислением налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций;
4. защите деловой репутации;
5. ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и другие.
Подпунктом 3.2. п. 3 постановления Совмина от 2003-03-26 г. № 402 "О ставках государственной пошлины и представлении дополнительных льгот по ее уплате" установлены фиксированные ставки государственной пошлины, взимаемые с исковых заявлений неимущественного характера: в Высший хозяйственный суд Республики Беларусь - 20 базовых величин по каждому требованию, в другие хозяйственные суды - 10 базовых величин по каждому требованию.
Согласно п.14 постановления пленума ВХС от 7.12.2000 г. № 16 (в ред. от 2003-05-22 г.) "О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине" при рассмотрении вопроса о распределении расходов по оплате госпошлины хозяйственный суд должен руководствоваться статьями 107 и 108 ХПК.
Статьей 108 ХПК установлено общее правило, что в основу распределения судебных расходов между сторонами, в том числе расходов по пошлине, положен принцип возмещения их стороне, в пользу которой вынесено решение, за счет другой стороны, виновной в возникновении спора. При частичном удовлетворении иска суммы судебных расходов присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику - пропорционально размеру исковых требований, в удовлетворении которых истцу отказано.
Однако эти статьи ХПК не регламентируют порядок распределения судебных расходов в случае частичного удовлетворения исковых требований неимущественного характера. В связи с необходимостью урегулирования данного вопроса ВХС письмом от 2004-02-26 г. №03-25/526 высказал свою позицию. Ее суть в том, что поскольку рассчитать процентную долю, в отношении которой заявленное неимущественное требование удовлетворено, не представляется возможным, ибо оно заявляется как единое требование, не выраженное в количественных или цифровых единицах, постольку принцип распределения пошлины в соответствии с ч. 2 ст. 108 ХПК (пропорционально) неприменим к распределению государственной пошлины по неимущественному требованию. Поэтому расходы, понесенные сторонами в связи с подачей исковых заявлений неимущественного характера, распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными ч.1 ст. 108 ХПК, о чем в судебном решении должен содержаться мотивированный вывод о распределении судебных расходов между сторонами.
Надо заметить, что в соответствии со ст.15 ныне действующего ХПК суд разрешает споры на основании актов законодательства, а вышеприведенное письмо ВХС к актам законодательства не относится (ст. ст. 1, 10 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные правоотношения, хозяйственный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Анализ судебной практики рассмотрения исковых требований неимущественного характера свидетельствует, что по одним требованиям (например, расторжение договора, ликвидация субъекта хозяйствования) иски могут быть удовлетворены только в полном объеме (нельзя "наполовину" ликвидировать субъект хозяйствования), по другим неимущественным требованиям (например, разногласия по договору; признание недействительным ненормативного акта государственного органа, связанного с доначислением налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций) иск может быть удовлетворен частично (часть пунктов договора принята в редакции продавца, часть в редакции покупателя; решение (акт) государственного органа о взыскании определенных сумм признано недействительным только в части конкретных сумм).
Исходя из совокупного анализа ст.ст. 107, 108 ХПК, п.14 постановления пленума ВХС от 7.12.2000 г. №16 (в редакции от 2003-05-22 г.) "О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине", п.27 Инструкции о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам от 6.02.2004 г. № 25) можно сделать вывод, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положено два критерия: результат рассмотрения дела (иск удовлетворен полностью, частично, в удовлетворении иска отказано) и вины стороны в возникновении спора (истца, ответчика, смешанной вины истца и ответчика). Принцип необходимости учета смешанной вины при частичном удовлетворении неимущественного иска также содержится в ст. 375 ГК, так как расходы по госпошлине в соответствии со ст.14 ГК отнесены к убыткам.
Как показывает судебная практика, рассчитать процентную долю, в отношении которой заявленное неимущественное требование удовлетворено частично, можно. Например, по искам субъектов хозяйствования о признании недействительным акта государственного органа о применении к ним денежных взысканий - исходя из размера доначисленных государственным органом денежных сумм, в части взыскания которых был признан недействительным ненормативный акт государственного органа; по преддоговорным спорам - исходя из количества пунктов договора, принятых судом, как в редакции истца, так и в редакции ответчика.
Правомерность и обоснованность данного подхода подтверждается также ч.1 ст.133 ХПК в редакции Закона от 6.08.2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь" (вступает в силу 7.03.2005 г.), согласно которой судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. С учетом необходимости приведения постановлений пленума ВХС в соответствие с новой редакцией ХПК, считаем возможным учесть нашу точку зрения о применении законодательства о государственной пошлине.