$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Итоги

Господдержка: кредиты на облигации

29.03.2018

Господдержка в банковском секторе в 2017 г имела вид замещения проблемных кредитов на муниципальные облигации, это повлияло на показатель роста по корпоративным кредитам. Об этом рассказала младший директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Анна Ерачина на конференции «Республика Беларусь в 2018 г.: обзор макроэкономической ситуации».

Эксперт напомнила, что в банковском секторе Беларуси в 2017 г. наметился рост: требования банков к экономике выросли на 7,4%, при этом розничные кредиты приросли на 26%, в то время как в корпоративном секторе рост кредитования был небольшим – 3,6%. Выдача кредитов по госпрограммам замедлилась. Сдерживающим фактором для роста в этом сегменте является значительный леверидж корпоративных заемщиков.

Одним из факторов небольшого роста в корпоративном секторе было снижение кредитования по госпрограммам, новое кредитование планируется на уровне 1% ВВП. Несмотря на эти планы, объем выданных кредитов по госпрограммам значителен – 15% ВВП или 40% всех кредитов.

В то время, как кредитование стагнировало, банки наращивали свои вложения в облигации – суверенные и НБРБ. Для государства эти валютные средства стали существенным  источником пополнения ликвидности, считает Fitch. Часть государственных ценных бумаг получена банками в процессе «расчистки» банковского сектора, когда кредиты замещались государственными ценными бумагами. Вложения в облигации Нацбанка немножко снизились в 2017 г., банки использовали высвободившуюся ликвидность для погашения внешних обязательств.

Вложения банков в государственный риск включают прямые инвестиции (в государственные и муниципальные облигации и требования к НБРБ) и кредиты госкомпаниям. Объем всех рисков на государство, включая прямые и косвенные, составляет примерно 50% сектора.

Вложения в государственный риск являются значительными у всех банков, это делает их кредитоспособность в существенной степени увязанной с кредитоспособностью государства, поскольку кредитные учреждения полагаются на способность властей обслуживать свой долг и оказывать поддержку госкомпаниям, подчеркнула А.Ерачина.

Показатель регулятивных обесцененных кредитов к валовым кредитам в Беларуси стабилизировался на уровне 14,3% в IV квартале 2017 г. (относительно пикового уровня в 15,5% в III квартале 2017 г.). Стабилизация отражает умеренную расчистку балансов как госбанков, так и банков иностранной собственности, при этом госбанки обменяли отдельные гарантированные проблемные кредиты на долгосрочные государственные облигации. Поддержка, оказываемая властями в рамках расчистки портфелей, вероятно, продолжится и после 2018 г., поскольку государство имеет ограниченную финансовую гибкость, чтобы сразу предоставить существенную поддержку.

Покрытие резервами регулятивных обесцененных кредитов в Беларуси было невысоким, на уровне 49% на конец 2017 г., что ниже, чем на большинстве других рынков СНГ, и отражает отсрочку резервирования. Непокрытые резервами регулятивные обесцененные кредиты были на существенном уровне в 30% от капитала сектора.

Высокая доля долгосрочного валютного кредитования, в т.ч. заемщикам с низкой кредитоспособностью и слабой защитой от валютных рисков, увеличивает уязвимость качества активов, считает Fitch.

Высокая доля кредитов, отнесенных к индивидуально обесцененным в МСФО, подкрепляет мнение РА о фундаментально слабом качестве активов. Пролонгации и реструктуризации кредитов сдерживают переход кредитов в категорию неработающих.

Показатели регулятивных обесцененных кредитов различаются у банков в зависимости от индивидуальных характеристик, например, БРРБ участвовал в расчистке сектора, у БПС и Белинвестбанка пик неработающих кредитов в 2016 г. был в результате дефолта некоторых заемщиков из сектора недвижимости.

Кредиты с просрочкой свыше 90 дней (неработающие по МСФО) были меньше регулятивных обесцененных, поскольку банки склонные реструктурировать (пролонгировать) кредиты по госпрограммам госкомпаниям. Обращение взыскания на обеспечение достаточно сложное с учетом высокой доли госсобственности в корпоративном секторе, что также мотивирует банки реструктурировать кредиты.

Существенное снижение неработающих кредитов в БРРБ и Белинвестбанке согласно МСФО отражает списания кредитов в 2017 г. БПС-Сбербанк передал часть плохих кредитов материнскому банку. Беларусбанк заменил часть таких кредитов муниципальными облигациями.

Кредиты, отнесенные к обесцененным на индивидуальной основе по МСФО, являются существенными у всех банков (в среднем 40%), поскольку на финансовых профилях заемщиков сказались девальвация и рецессия.

Показатель достаточности капитала в секторе был стабильным в 2017 г. и подкреплялся: снижением кредитования или заменой на активы, ростом активов с более низким взвешиванием по риску (квазигосударственные облигации и розничные кредиты в национальной валюте); стабильным обменным курсом; генерированием капитала за счет прибыли; поддержкой от владельцев банков.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА