$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОСКОНТРОЛЬ ДАЕТ ШАНС МИЛЛИОНЕРАМ©

06.03.2012

Вклад частного бизнеса в экономику Гродненщины не соответствует потребностям региона — такой вывод сделан на коллегии областного Комитета госконтроля по итогам анализа работы местных органов власти и управления по развитию предпринимательства.

Предпринимательству отводится важная роль в росте внутреннего регионального продукта области, повышении производительности труда, достижении запланированных уровней рентабельности производства и продаж, отметил на заседании председатель КГК Гродненской области Сергей Ровнейко. По его мнению, созданная в стране законодательная база позволяет развиваться частному бизнесу, и государство вправе ожидать от него достойной отдачи. Однако ее-то в реальности пока и не видно. Так, по данным КГК, в Лидском, Вороновском, Ивьевском, Ошмянском, Сморгонском и Островецком районах от 20% до 50% зарегистрированных здесь в 2011 г. предпринимательских структур так и не начали хозяйственную деятельность. Это тревожный сигнал для органов госуправления, считает С.Ровнейко.

Между тем, к примеру, консолидированные доходы бюждета в Лидском районе в прошлом году составили 344,9 млрд. Br, а фактические расходы — 352,9 млрд. Br. То есть дефицит оказался на уровне 8%, а в других районах области еще больше: в Вороновском — 54,1% (доходы — 33,1 млрд. Br, расходы — 87,2 млрд. Br), Ивьевском — 52,6% (27,9 млрд. Br против 80,5 млрд. Br соответственно), Ошмянском — 56,7% (41,1 млрд. и 97,8 млрд.), Сморгонском — 47,3% (118,1 млрд. и 165,4 млрд.), Островецком — 41% (37,6 млрд. и 78,6 млрд. Br). В результате все 6 районов дотируются из республиканского бюджета, отметил на заседании коллегии председатель Лидского межрайонного Комитета госконтроля Иван Климович. Не в состоянии районы без помощи их центра содержать и пенсионеров, поскольку совокупные расходы отделов по труду, занятости и социальной защите этих районов на 209,3 млрд. Br превышают местные поступления в ФСЗН.

Вызывает у контролеров тревогу миграция трудоспособного населения. Так, за 2011 г. его численность уменьшилась: в Вороновском районе — на 566 человек, Ивьевском — 439, Лидском — 464, Сморгонском — 402, Ошмянском — 117. Только в Островецком районе, где начинается строительство АЭС, есть прирост на 190 человек. Не имея достойной работы, собственности и жизненных перспектив, люди переезжают в большие города, прозвучало на коллегии. Закрепить трудовые ресурсы может наличие своего бизнеса и собственности в сельской местности или в малых городах, считает И.Климович. А появление в регионе новых налогоплательщиков позволит решить проблему дотационности районов.

Пора двигать имущество

Для начинающих бизнесменов самый серьезный барьер — отсутствие площадей для офисов и производств. Преодолеть его удается немногим. Между тем местные исполкомы, другие органы госуправления вполне способны поддержать предпринимательскую инициативу, считают гродненские контролеры. В регионе достаточно много неиспользуемого имущества, которое почему-то не вовлекается в хозяйственный оборот.

Например, Лидский райисполком еще в 2007 г. предложил продать 42 объекта военного городка в д. Минойты за одну базовую величину каждый. Предложение было отклонено комиссией Гродненского облисполкома — и часть объектов простаивают без пользы до сих пор. Такая же судьба постигла недостроенный мясокомбинат. Не используется значительная часть площадей ДП «Лидастройконструкция», ОАО «Лидский завод электроизделий». В Островецком районе до сих пор не удается найти применение незавершенной стройке комплекса зданий молочного завода. Строительство здесь было начато еще в 1995 г. и более 3 тыс. м2 площадей застыли на 48% готовности. Решить проблемы вовлечения в хозяйственный оборот этих и некоторых других объектов мешает отсутствие проектно-сметной документации, актов ввода в эксплуатацию, техпаспортов.

Бюрократизм и волокита то и дело тормозят инициативу предпринимателей. Например, лидское ПООО «Техмаш» обратилось в Ивьевский райисполком с предложением о передаче в безвозмездное пользование имущества бывшего УДП «Ивьевский консервный завод». В марте 2011 г. компания представила бизнес-план. Однако только спустя 8 месяцев — 15 декабря — здания были проданы обществу на аукционе. Тем не менее новый хозяин успел начать производство, создать 38 рабочих мест и уже в январе 2012 г. выпустил первую партию продукции на сумму 160 млн. Br.

Тормозится процесс и на уровне согласования позиций региональных и республиканских органов госуправления. Например, Островецким райисполкомом 9.12.2011 г. в Минстройархитектуры было направлено на согласование письмо о размещении объектов придорожного сервиса и только 27 февраля получен ответ. В результате необоснованно, как считают в КГК Гродненской области, затянулась реализация проекта ООО «Продуком» с объемом инвестирования в 8 млрд. Br.

Любое неиспользуемое имущество, независимо от времени постройки, срока эксплуатации, технического состояния, места расположения и т.п., власти сначала пытаются продать на аукционе (в т.ч. с понижением начальной цены), и лишь затем дело доходит до безвозмездной передачи или списания. Однако каждый из этих этапов связан со значительными финансовыми затратами. Данная практика, считают участники коллегии КГК, не всегда оправданна: ведь зачастую имущество за это время безвозвратно портится и годится уже только на снос.

Поэтому Комитет госконтроля предложил облисполкому провести в текущем году в регионе экспериментальную акцию: подготовить по 6 районам информацию о неиспользуемых объектах и организовать широкую рекламу об их реализации через печатные и электронные СМИ. Спустя 3 месяца все заявки инвесторов планируется проанализировать и провести в районах аукционы по реализации участков и недвижимости по упрощенной системе с начальной ценой в 1 базовую величину.

Так создаются кластеры

Требуя активности от чиновников, Комитет госконтроля ждет ее и от бизнесменов. Пробудить их инициативу должны заманчивые перспективы развития региона, связанные с уже реализованными или с запланированными на Гродненщине крупными проектами. По мнению И.Климовича, они открывают новые возможности для малого бизнеса в виде сопутствующих производств.

Например, в Лиде начал работу завод горячего оцинкования стоимостью 30 млн. USD на базе предприятия «Конус». Подобные производства в Европе работают по кластерному типу. Так, и у нас следовало бы создать рядом, например, производства осветительных оцинкованных столбов (сегодня они завозятся обществом слепых г. Гродно из Китая), теплиц, опор ЛЭП, дорожных ограждений, предлагает И.Климович.

На стеклозаводе «Неман» (г. Березовка) планируется запустить производство стекловаты стоимостью 30 млн. EUR. В дополнение к нему уже сейчас можно готовить выпуск из этого утеплителя сендвич-панелей и других стройматериалов. В Сморгони в настоящее время строится современное деревообрабатывающее предприятие по производству ДСП, ламината и другой аналогичной продукции. Австрийская компания Kronospan Holding Limited выразила готовность вложить в белорусский проект 160 млн. EUR. Вокруг этого строящегося предприятия также возможно развитие других вспомогательных и смежных производств, например, мебельных.

Но самые большие перспективы для предпринимателей Гродненщины открываются в связи с начавшимся возведением АЭС. Масштабная стройка в Островецком районе сулит огромные возможности для представителей малого и среднего бизнеса, готовых предложить профессиональные услуги в сфере строительства, транспорта, материально-техническом обеспечении, считают участники коллегии межрайонного КГК. А потому гродненские контролеры готовы помочь наиболее предприимчивым жителям региона стать миллионерами.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях