$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ГОРЯЧИЙ СЕЗОН

02.08.2013

прохладительных напитков

Летний сезон для производителей безалкогольных напитков в разгаре. Маркетологи предприятий пока осторожны в оценках того, как пройдет это лето, однако его удачный старт уже зафиксирован статистикой.

За январь–июнь 2013 г. производство воды минеральной и газированной увеличилось на 18,6% к аналогичному периоду 2012 г., до 15,7 млн. дал, а прочих безалкогольных напитков — на 13,3%, до 24,0 млн. дал. В I полугодии т.г. продажи безалкогольных напитков выросли на 19,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., до 18,7 млн. дал, фруктовых и овощных соков — на 4,7%, до 52,6 тыс. т, сообщает Белстат.

Круг лидеров на рынке безалкогольных напитков стабилен: это ИП «Кока Кола Бевриджиз Белоруссия» с мощностью производства около 18 млн. дал напитков в год, УЧП «Дарида» (12 млн. дал), Минский завод безалкогольных напитков (10,5 млн. дал), СООО «Аква Трайпл» и ООО «Фрост и К» (около 3 млн. дал каждый).

Всего же минеральные и питьевые воды, а также прохладительные напитки в Беларуси разливают около 70 компаний, однако 77% общего объема реализации все равно приходится на 4 крупнейшие. Наибольшая конкуренция наблюдается в среднем и низком ценовом сегменте, т.к. в них работает большее количество производителей. Именно здесь происходят ассортиментные, «полочные» и маркетинговые войны, идет жестокая борьба за потребительские предпочтения. Сегмент «премиум» сформирован в основном импортной продукцией, которая занимает, по оценкам экспертов, всего 11–12% рынка, поэтому конкуренция в нем невысокая. По данным Белстата, доля импортных безалкогольных напитков составляет лишь 8%.

Предложение прохладительных напитков за последний год на отечественном рынке расширилось. Так, ООО «Фрост и К» выпустило «Фрости» на натуральной основе со вкусами чернослива, клюквы, груши, персика-сливы, липы с медом; Минский завод безалкогольных напитков предложил воду «Минская» с ароматами малины, яблока и лимона; УЧП «Дарида» — продукт «Аква Фруктовая» с ароматом дыни; СООО «АкваТрайпл» — спрайт «Мохито», питьевую воду «Детская» (1,5 л и 0,5 л), газированный напиток «Суперфрукты» со вкусом апельсина и грейпфрута; Оазис Груп запустил новую линейку напитков «Exotic Fresh».

Крупнейшие изготовители осваивают такие сегменты рынка, как холодный чай, энергетические и сокосодержащие напитки. Доля этих продуктов на рынке увеличивается с каждым годом, однако темпы ее роста гораздо ниже, чем газированных напитков, питьевой и минеральной воды.

Холодный чай позиционируется как натуральный продукт и более здоровая замена газированным напиткам и более вкусная — минеральной воде. Целевая аудитория этого напитка шире, чем сладких газировок. Однако он занимает совсем незначительную долю как в ассортиментном портфеле, так и на рынке в целом.

По оценке руководителя отдела маркетинга СООО «АкваТрайпл» Натальи Петровой, возможно, этот сегмент мог бы развиваться активнее, т.к. напиток пользуется спросом. Однако в связи с экономической ситуацией многие производители пересматривают и сокращают свой ассортимент в пользу наиболее доходной продукции. Потребитель, со своей стороны, выбирает более доступные по цене и привычные напитки. Поэтому этот продукт не показывает значительные темпы роста.

Довольно острая конкуренция складывается между сокосодержащими напитками и лимонадами. Первые, по оценкам зарубежных специалистов, — одна из наиболее значимых категорий мирового рынка безалкогольных напитков. В последние несколько лет сокосодержащие напитки, как и холодные чаи, набирают все большую популярность и у нас в стране. Тем не менее квас и сегмент сладкой газировки по-прежнему безоговорочно лидируют. По наблюдениям маркетологов, порядка 50% населения пьют такие напитки не реже 1 раза в полгода, их предпочитают люди от 16 до 34 лет, а также мужчины более старшего возраста — примерно от 34 до 54 лет. Самой популярной остается Coca-Cola — почти 30% потребителей отдают предпочтение именно ей.

При всей эластичности и уязвимости спроса объем производства безалкогольных напитков в Беларуси увеличивается в среднем на 2% в год.

Тревожит производителей лимонадов наметившаяся тенденция к сокращению потребления сладких газированных безалкогольных напитков, в то время как рынок минеральной и бутилированной воды уверенно растет — как под влиянием кризиса, так и в связи со стремлением населения к здоровому образу жизни. К тому же сегмент газированных напитков близок к своему насыщению. Собственно, это одна из мировых тенденций, которая затронула также Украину и Россию.

Энергетические напитки на белорусском рынке не так популярны, как в России или Украине. Их выпускают немногие предприятия (МЗБН, «Лидское пиво») и прогнозы по развитию этого направления не оптимистичны.

Материал подготовила Оксана Кузнецова