$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГОРОДУ И СТРАНЕ

04.10.2011

Вслед за понижением суверенных рейтингов Республики Беларусь агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг Минска с «В» до «В-», выведя его из списка CreditWatch («рейтинги на пересмотре»), куда он был помещены с негативным прогнозом 30.05.2011 г. Прогноз — «Негативный».

Понижение рейтинга Минска обусловлено понижением суверенных рейтингов всей страны в связи с неопределенностью относительно доступа к финансированию. Индикативный уровень кредитоспособности для Минска определен на уровне «b+». Этот рейтинг отражает по-прежнему очень ограниченную, по мнению агентства, предсказуемость и гибкость бюджета, значительные потребности в развитии инфраструктуры и высокие условные обязательства города. Вместе с тем статус Минска как крупнейшего административного, финансового и коммерческого центра Беларуси, устойчиво высокий текущий профицит, умеренный уровень долга и хорошее состояние ликвидности являются факторами, положительно влияющими на кредитоспособность города.

С точки зрения S&P, институциональная система, в которой осуществляют свою деятельность белорусские региональные органы власти, — высокоцентрализованная и развивающаяся, что негативно сказывается на предсказуемости и гибкости финансовой политики Минска. Правительство определяет виды, ставки и базу большинства налогов, устанавливает нормы региональных расходов через введение социальных стандартов, определяет предельные уровни бюджетных дефицитов и согласует объемы всех заимствований.

В S&P полагают, что статус крупнейшего административного, финансового и коммерческого центра Беларуси, обусловливающий высокий по меркам этой страны уровень экономического благосостояния и способствующий экономической диверсификации, по-прежнему будет позитивно влиять на финансовые показатели Минска. Официальный уровень безработицы в городе остается низким, как и уровень произведенного Минском ВВП на душу населения, хотя он и в 1,5 раза превышает средний показатель по стране. В соответствии с базовым сценарием S&P рост экономики города в 2011–2013 гг. составит лишь около 1–2% в год. Население Минска растет, что не соответствует общенациональной тенденции. В своей стране Минск остается главным центром привлечения инвестиций.

С учетом этих обстоятельств в агентстве ожидают, что город будет демонстрировать устойчиво высокие показатели текущего бюджета, которые должны укрепить его способность к самофинансированию, несмотря на рост расходов на оплату труда и выплату процентов. По прогнозам S&P, текущий профицит города в процентах от текущих доходов в 2011–2013 гг. составит около 23% против 30% в среднем за 2005–2010 гг.

Тем не менее в агентстве отмечают, что из-за ограниченного притока частных инвестиций в экономику города Минск вынужден финансировать свои значительные капитальные расходы как из собственного бюджета, так и с помощью муниципальных компаний, что подвергает его рискам, связанным с высоким уровнем условных обязательств. У Минска имеется масштабная программа жилищного строительства, а также крупный проект по развитию туристической инфраструктуры, связанный с планами проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 г. Согласно базовому сценарию S&P рост расходов Минска на развитие инфраструктуры приведет к увеличению дефицита бюджета с учетом капитальных расходов (в процентах от доходов бюджета): в 2011–2013 гг. он составит в среднем 2,5% по сравнению с 0,5% в 2010 г.

Вместе с тем в S&P полагают, что хорошая способность Минска привлекать заимствования позволит городу справиться с проблемой увеличения капитальных расходов, не допуская при этом существенного роста долга. Эксперты агентства ожидают, что полный долг города, составивший в 2009 г. около 10% консолидированных текущих доходов, вырастет, но не превысит умеренного уровня 40% до 2014 г. Из-за жестких ограничений на размер дефицита городского бюджета Минск в последние 5 лет не имел прямого долга, не считая краткосрочных кредитов, получаемых от центрального правительства, и небольших выпусков облигаций в национальной валюте. При этом город увеличил заимствования, производимые через муниципальные компании. Впрочем, в S&P ожидают, что процесс накопления долговых обязательств муниципальных компаний в среднесрочной перспективе замедлится.

Ликвидность оказывает нейтральное воздействие на рейтинг Минска, несмотря на девальвацию белорусского рубля, в результате которой полный долг города увеличился. Оценка S&P ликвидности Минска учитывает значительный объем денежных средств и значительную способность генерировать денежные средства, а также неопределенность относительно доступа к источникам внешней ликвидности и слабость банковской системы Беларуси.

В S&P ожидают, что денежные средства и депозиты города на счетах в белорусских банках по-прежнему будут превышать его расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств в ближайшие 12 месяцев, включая погашение банковских кредитов, выданных муниципальным компаниям под гарантии города, и лизинговые платежи принадлежащей городу транспортной компании. На 1.07.2011 г. остатки денежных средств на счетах города и срочные депозиты составляли 908 млрд. Br, а расходы города на обслуживание и погашение долга в ближайшие 12 месяцев составляют порядка 500 млрд. В S&P ожидают, что расходы города на обслуживание и погашение долга до 2013 г. не превысят 7% текущих доходов (и это умеренный показатель).

Возможности города по привлечению ликвидности из внешних источников представляются неопределенными ввиду слабости рынка капитала и банковской системы Беларуси, учитывая которые, S&P относит ее к группе 9 по уровню страновых рисков банковского сектора (10 — наибольший риск по классификации агентства).

Прогноз «Негативный» по рейтингу Минска отражает аналогичный прогноз по рейтингам Беларуси. При этом по мере понижения последних может понизиться и рейтинг столицы. Но даже если суверенные рейтинги останутся неизменными, S&P может понизить рейтинг Минска в течение следующих 12 месяцев в случае значительного ослабления позиции ликвидности города, что в настоящее время маловероятно. Рейтинг может быть понижен и вследствие быстрого накопления краткосрочного долга по обязательствам в иностранной валюте — собственно городом или муниципальными образованиями на фоне ухудшения условий заимствований, а также в случае расширения программы капиталовложений без адекватного софинансирования со стороны центрального правительства. Рейтинг может вырасти в случае аналогичного действия по суверенным рейтингам и при условии, что город будет поддерживать хорошие бюджетные показатели и показатели ликвидности, а аккумулирование долга замедлится, отмечают в S&P.