$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ МЯГКОГО КУРСА

16.09.2011

Таково мнение МВФ

В докладе, подготовленном по итогам постпрограммного мониторинга, проведенного в июне, Международный валютный фонд высказал весьма нелицеприятную критику экономической политики белорусских властей. Анализ ситуации и рецепты, предлагаемые МВФ, вряд ли понравятся руководству республики. Не исключено, что нам придется справляться с нынешними проблемами самостоятельно, отыскивая для этого свои пути и другие источники финансирования.

Если персонал МВФ предостерегает, что текущие меры политики чреваты для Беларуси серьезными рисками, и рекомендует разработать комплексный пакет корректирующих мер, включая ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и введение плавающего обменного курса, то власти страны считают, что принятые меры и планы достаточны и нужно подождать их результатов, прежде чем разрабатывать дополнительные. МВФ признал, что «в настоящее время нет достаточного консенсуса по ключевым вопросам денежно-кредитной и курсовой политики для достижения договоренности по программе».

По мнению МВФ, Беларусь переживает экономический кризис, семена которого «были посеяны в результате значительного ослабления экономической политики» в период перед президентскими выборами. «История кризиса в Беларуси — это история упущенных возможностей», говорится в докладе. Вместо сохранения жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики и ускорения структурных реформ власти страны запустили поток новых кредитов, повысили в 1,5 раза зарплаты в государственном секторе в 2010 г. и сохранили фактическую привязку курса к доллару США, несмотря на все большее завышение курса рубля. Когда разразился кризис, официальные органы все еще могли ввести плавающий обменный курс и ужесточить денежно-кредитную политику, но не сделали этого, считают в фонде.

Потеря темпов

«Спустя год Беларусь пожинает горькие плоды», — говорится в докладе. Давление на резервы вследствие неприемлемого уровня дефицита счета текущих операций резко усилилось. Стремясь сохранить остаток резервов, Нацбанк был вынужден прекратить валютные интервенции в конце марта т.г. Поскольку власти были не готовы ввести плавающий курс рубля, это привело к разделению валютных рынков и возникновению множественных обменных курсов.

После попыток справиться с кризисом административными методами официальные органы разработали пакет мер в рамках кредитного соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, которые в МВФ считают расплывчатыми и недостаточными. Но власти страны придерживаются постепенного подхода к ужесточению денежно-кредитной политики и унификации обменных курсов, чтобы не подвергать население и предприятия новым шокам.

Впрочем, шоки все равно есть. Рост цен на импортируемые газ и нефть совпали со слабой активностью экспортных рынков, еще не восстановившихся от мирового кризиса. Не виден пока экономический эффект от создания Таможенного союза с Казахстаном и Россией.

Когда в феврале 2011 г. начали проявляться последствия решений, принятых в конце 2010 г. для стимулирования роста, некоторые корректирующие меры были приняты. В результате ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики замедлились темпы роста промышленного производства и ВВП. Теперь МВФ понизил прогноз темпов роста ВВП Беларуси в 2011 г. с прежних 6,8% до 5,5%, в 2012-м с 4,8% до 1,4%. В соответствии с новым прогнозом отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2011 г. составит 14,7% ВВП. Валовой внешний долг вырастет до 68,3% ВВП в текущем году, госдолг — до 35,6%, в 2012-м — до 72,5% и 41,2% ВВП соответственно, а объем золотовалютных резервов — до 6,5 млрд. USD (1,4 месяца импорта) и 9,5 млрд. (1,8 месяца импорта). Заметим, что мы уже успели обогнать прогноз фонда по инфляции (57,2%). Так что корректировать свои оценки МВФ придется еще не раз.

В связи с усилением давления на международные резервы стала очевидна необходимость корректировки обменного курса. Но одномоментная девальвация, несмотря на резкое повышение конкурентоспособности, привела к высокой инфляции, росту долларизации и усилению спроса на иностранную валюту в условиях отсутствия ресурсов для смягчения таких последствий. Власти были вынуждены прибегнуть к временным административным мерам, чтобы не допустить неконтролируемых изменений на валютном рынке, а также к новым внешним заимствованиям.

Банки пока на плаву

В МВФ полагают, что меры корректировки экономической политики начинают приносить первые плоды, а ситуация в финансовой системе Беларуси остается стабильной. Удельный вес проблемных кредитов в совокупном объеме активов, подверженных кредитному риску, составил 3,5% в 2010 г. и сократился до 3,2% по состоянию на 1.08.2011 г., что представляет собой один из самых низких показателей в мире. Достаточность капитала банковской системы составила 20,5% в 2010 г., что значительно превышает норматив 8%, и до сих пор снизился лишь до 20%. Правда, может потребоваться рекапитализация некоторых банков, но пока до дефолтов дело не дошло. Похоже, что существенных проблем с пролонгацией внешних займов банков также не возникнет, полагают в МВФ. Вслед за первоначальным оттоком депозитов постепенно восстанавливается доверие к банковской системе. Нацбанк РБ не совершал новых сделок по «обмену депозитами» с коммерческими банками, и власти погашают свои обязательства в иностранной валюте перед банками. Это снижает денежное предложение и ужесточает денежно-кредитную политику.

В части налогово-бюджетной политики будет сохраняться высокий уровень дисциплины. Расходы бюджета будут находиться под строгим контролем в целях обеспечения надлежащего финансирования основных статей и тщательного исполнения социальных обязательств государства, чтобы заручиться поддержкой со стороны общественности в период предстоящих сложных реформ.

Однако банковский сектор может столкнуться с системным кризисом, если будет сохраняться неопределенность в экономике, предупреждают в МВФ. При текущих процентных ставках вклады в рублях непривлекательны. В отсутствии четкого плана погашения задолженности по операциям по обмену депозитами, доверие населения к надежности вкладов в иностранной валюте низкое. Банковский сектор также подвержен значительному риску пролонгации внешнего долга: поскольку краткосрочный долг составляет более половины внешних обязательств банковской системы, снижение склонности иностранных кредиторов к рефинансированию краткосрочного долга приведет к снижению валютной ликвидности в белорусских банках.

МВФ призвал Нацбанк провести жесткие стресс-тесты для оценки реального положения банков и потребовать рекапитализации слабых банков в частном секторе. Предлагается также быть готовыми рекапитализировать госбанки, чтобы довести их капитал до безопасного уровня. Для этого потребуется сегодня в 3—9 трлн. Br (приблизительно 1—3% ВВП), а если кризис продлится, то еще больше.

Пояса придется затянуть

Уровень внешнего долга остается контролируемым, отмечается в докладе, но способность Беларуси обслуживать внешние обязательства будет зависеть от действенности мер экономической политики. Страну ожидает трудный график погашения долга в предстоящие годы, включая выплаты коммерческим банкам, внешним кредиторам, в т.ч. МВФ. Согласно базисному сценарию, общий объем внешнего долга будет расти в среднесрочной перспективе. Так, потребность страны во внешнем финансировании в текущем году составляет 15,3 млрд.USD, в 2012-м — 13,4 млрд., в 2013-м — 14,1 млрд. Но уже сейчас на погашение краткосрочного долга в 2011 г. потребуется 5,3 млрд.USD, в 2012-м — 4,9 млрд., в 2013 — 2016 гг. — по 4,8 млрд. Необходима решительная комплексная программа реформ, чтобы усилить способность Беларуси обслуживать свои обязательства, считают в Фонде.

Одно из главных угроз, которые видятся властям в рецептах МВФ — это ситуация с реальными доходами населения, снижение которых может вызвать социальные волнения. Предполагается, что профицит бюджета в размере 3,5% ВВП, позволит проиндексировать зарплаты бюджетникам. В фонде же считают, что наиболее очевидный риск заключается в том, что рост цен и зарплаты подорвет конкурентоспособность предприятий и создаст порочную спираль инфляции и падения курса. Более того, в докладе говорится, что в среднесрочной перспективе придется рассмотреть возможность изменения пенсионной системы, включая повышение пенсионного возраста.

Впрочем, инфляционно-девальвационная спираль грозит стране во многих случаях — если не подоспеет значительное внешнее финансирование, без которого истощатся резервы, не пройдет сокращение госпрограмм и не состоится приватизация.

Реформы, реформы и еще раз реформы

В МВФ позитивно оценивают либерализацию рынка труда и ценообразования, создание Банка развития и Национального агентства инвестиций и приватизации. Но начало экономического кризиса стало серьезным испытанием готовности официальных органов продолжать реформы, а ухудшение экономической ситуации и усиливающаяся социальная напряженность повышают риск ошибок. Так, инфляционное давление уже привело к использованию административных механизмов контроля над ценами, которые вносят искажения в производство и ведут к нехватке товаров и со временем — к возникновению черного рынка. Существует также риск того, что вакуум, образовавшийся в отсутствии четкой стратегии, заполнят ошибочные идеи в отношении необходимой политики: контроль над ценами и обменом валюты, запреты на импорт и экспорт.

Поэтому теперь МВФ, не отказывая в кредите прямо, ставит условие: «для заключения новой более долгосрочной программы потребуется принятие четкого обязательства — в т.ч. на самом высоком уровне — о проведении глубоких структурных реформ». МВФ рекомендует разработать, опубликовать и активно проводить в жизнь комплексный пакет корректирующих мер, призванных восстановить макроэкономическую стабильность, включая более жесткие меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, ограничение роста зарплаты и введение плавающего обменного курса, а главное — «продемонстрировать твердую и последовательную приверженность проведению структурных реформ».

Но как быть, если высшее руководство страны не приемлет такие реформы и видит в призывах к их проведению политический подтекст? Позиция МВФ уже вызвала резкую критику Президента Беларуси. Позднее заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный заявил журналистам, что не исключено, что республика откажется от своей заявки на привлечение нового кредита МВФ и самостоятельно справится с финансово-экономическим кризисом.

Пока же власти страны считают нормальным пополнение ЗВР за счет внешних заимствований, в т.ч. путем создания квазисуверенных долгов госпредприятий, вроде кредитов «Беларуськалия» — лишь бы увильнуть от проведения реформ. Но чем дальше они откладываются, тем сложнее будет их проводить потом — когда все остальные варианты окажутся исчерпанными.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях