$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОРИЗОНТЫ НАЛОГОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ©

04.04.2014

О том, в каком направлении должна развиваться белорусская система налогообложения, стоит ли ожидать ее стабильности и предсказуемости, «Экономической газете» рассказал начальник главного управления налогообложения организаций МНС Юрий КОНОВАЛОВ.

— Юрий Викторович, какие тенденции в текущем году можно считать определяющими в процессе совершенствования методологии налогообложения?

— Основной упор был сделан на упрощение порядка исчисления и уплаты налогов. Во-первых, это замена так называемой амортизационной премии на инвестиционный вычет, что позволяет налогоплательщикам при инвестировании средств в основные средства определенную их часть освободить от налогообложения с минимальными различиями в бухгалтерском и налоговом учете. Во-вторых, это переход на единый метод уплаты налога на прибыль — ежеквартально на основе фактически полученной прибыли. Кроме того, существенно упрощен механизм уплаты экологического налога. Все это позволяет упростить налоговую систему в целом.

Нельзя не отметить введение единого налога на вмененный доход для тех, кто занимается ремонтом и техобслуживанием автотранспортных средств, что позволяет вывести из «тени» данную сферу, где было выявлено множество нарушений. Есть важные новшества и в едином налоге для производителей сельхозпродукции, связанные с долей выручки от реализации этой продукции в общем объеме выручки. Если она составляет менее 50%, единый налог придется пересчитать и заплатить по более высокой ставке — 3%.

— Многие налогоплательщики положительно оценили замену амортизационной премии на инвестиционный вычет. Но не всех устраивает его размер по машинам и оборудованию. Все-таки 20% первоначальной стоимости, которые можно включить в затраты, вряд ли существенно повысят интерес к реконструкции и модернизации, да и экономия на налоге не так уж велика. Может, стоит ее увеличить?

— Давайте не будем торопиться. Такой вычет введен только с 1 января этого года. Использовать его проще, чем амортизационную премию, которую многие налогоплательщики не применяли, хотя и имели такую возможность. По итогам года мы проведем анализ и посмотрим, насколько данный метод стимулирования инвестиционной активности эффективен, и сделаем выводы, нужны ли здесь какие-то изменения.

— Такое упрощение, как единый метод признания выручки для целей налогообложения по отгрузке, — тоже не всем удобен. По акцизам этот подход уже пришлось корректировать Указом Президента. Насколько оправданно использование только одного метода признания выручки, учитывая весьма сложное финансовое положение многих предприятий?

— Возможность применять только один метод признания выручки действует второй год. Это во многом способствует сближению налогового и бухгалтерского учета, о чем в последние годы много говорилось в бизнес-сообществе и в обращениях налогоплательщиков в Минфин и МНС. Кстати, решение о переходе только на метод по отгрузке обсуждалось на рабочей группе для подготовки предложений об упрощении налоговой системы РБ, в т.ч. с участием бизнес-союзов.

Что касается этого метода применительно к НДС, особых проблем я здесь не вижу. Напротив, его использование позволяет применять налоговые вычеты без осуществления расчетов с контрагентом по сделке, что весьма актуально в условиях роста дебиторской задолженности. Если сумма таких вычетов велика, в интересах налогоплательщика использовать именно метод начисления.

В целом к оправданному сближению налогового и бухгалтерского учета надо стремиться. Но нужно признать, что расхождения между ними были и будут. Например, применение нормы ст. 30-1 Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании неизбежно влечет появление такого расхождения. И подобных случаев довольно много.

— В последние годы существенно сократились ограничения по вычетам НДС, но часть из них осталась. Можно ли избавиться от таких ограничений вообще?

—- Механизм налоговых вычетов и их исчисление методом раздельного учета и удельного веса уже неплохо отработаны. Мы с Минфином ежегодно изучаем этот вопрос с учетом возможностей бюджета. По основным средствам и нематериальным активам ограничения по вычетам есть только в отношении суммы вычетов по приобретенным основным средствам и нематериальным активам за текущий налоговый период. В следующем периоде их можно уже получить в полном объеме равными долями в течение года в зависимости от периодичности сдачи налоговой отчетности. Кстати, ограничения по вычетам НДС — это нормальная мировая практика применения этого налога.

— По мнению некоторых специалистов, в том числе белорусских ученых-экономистов, у нас чрезмерно много несущественных и неэффективных налоговых льгот, особенно индивидуальных. Так ли это, и нужно ли что-то менять в данной области?

— Вместе с Минфином в последние годы мы активно прорабатываем проблему налоговых льгот. В этом году часть из них отменена. Так, некоторые освобождения от НДС по определенным позициям перешли в разряд операций, не являющихся объектом налогообложения, что упрощает администрирование налогов. Ряд льгот имеют строго целенаправленный социальный характер и их придется сохранить. Но в принципе резерв по совершенствованию налоговых льгот, конечно, есть, в том числе в части механизма их действия, временного характера и необходимости в целом. Все это будет анализироваться.

— В 2012–2013 гг. существенно увеличилось количество организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Будут ли дальше расширяться критерии для применения этого режима налогообложения?

— Я считаю, что такие критерии достаточно высоки и необходимости в их увеличении нет. Они у нас и так выше, чем в других странах Таможенного союза. В дальнейшем возможна лишь индексация с учетом темпов инфляции. Кстати, и ставки налога при «упрощенке» сегодня вполне приемлемы. К тому же если этот режим налогообложения применяется с уплатой НДС, ставка налога составляет всего 3%. При этом может получиться, что такая категория плательщиков, например, при реализации товаров со ставкой НДС 0% или 10%, вообще не будет иметь реальной налоговой нагрузки. Это обеспечивается возвратом входного НДС и зачетом его в счет налога при упрощенной системе налогообложения.

— В России действует несколько вариантов упрощенной системы налогообложения, и один из них предусматривает учет затрат при исчислении налоговой базы. Может, нам пойти по такому пути?

— Я не думаю, что стоит использовать этот вариант. Упрощенную систему налогообложения у нас применяют большинство индивидуальных предпринимателей. Для них будет достаточно сложно учитывать затраты, поскольку это требует ведения бухучета. К тому же это может привести к ошибкам при определении выручки. Все же смысл «упрощенки» не только и не столько в сокращении налоговой нагрузки, а прежде всего в упрощении администрирования налогов как для плательщиков, так и для налоговых органов.

— В прошлом году в проекте изменений в Налоговый кодекс предлагалось увеличить ставку НДС и снизить ставку налога на прибыль. Многие налогоплательщики облегченно вздохнули, когда этого не произошло. Возможно ли изменение ставок по основным налогам на будущий год — все-таки ставки НДС в России и Казахстане сегодня ниже?

— Мы ставим перед собой задачу максимально сблизить отечественную систему налогообложения с партнерами по Таможенному союзу и даже иметь некоторые конкурентные преимущества в этой сфере. Не случайно же ставка налога на прибыль не так давно снижена в Беларуси с 24% до 18%. Полагаю, что на ближайший год все же стоит оставить ее неизменной с учетом возможностей бюджета, но в перспективе я не исключаю ее сокращения.

НДС у нас — один из основных источников наполнения бюджета, и есть все основания полагать, что таковым он и останется. В принципе, по своей сути это надбавка к цене для конечного потребителя, то есть оборотный налог. При зачетном методе исчисления НДС не оказывает существенного воздействия на финансовое состояние субъектов хозяйствования, а именно на величину прибыли. Вместе с тем вопрос о снижении ставки НДС может быть рассмотрен в более отдаленной перспективе с учетом интересов бюджета и ситуации в экономике.

— Ежегодно в Налоговый кодекс вносится много корректировок, что вызывает постоянные нарекания налогоплательщиков. Может, есть смысл остановиться? Стабильность и предсказуемость белорусского налогового законодательства, вероятно, оценили бы потенциальные инвесторы и в целом бизнес-сообщество...

— Действительно, во многом недовольство в этом отношении обоснованно. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс надо принимать, по меньшей мере, за 2–3 месяца до их вступления в силу, чтобы у плательщиков и у налоговых органов было время для ознакомления и адаптации к ним. А редакционные правки должны обеспечить четкость и ясность отдельных норм законодательства. Надо понимать, что мы вносим их не просто, чтобы что-то изменить, а в основном на основании правоприменительной практики, обобщения опыта проверок и мониторингов, письменных обращений налогоплательщиков, бизнес-союзов и налоговых инспекций, то есть по тем позициям, которые вызывают вопросы и неоднозначное толкование.

В целом же сегодня Налоговый кодекс уже достаточно хорошо отработан и корректировок дальше будет намного меньше. Я полностью поддерживаю желание бизнеса иметь стабильное налоговое законодательство.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА

Тем временем

В Госдуме РФ 2 апреля принят в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса РФ, направленный на унификацию правил бухгалтерского и налогового учета.

Проект предусматривает ряд поправок в НК РФ. В частности, исключается понятие суммовой разницы, не используемое в бухучете, убытки от уступки прав требования учитываются целиком на дату уступки. В целях налогообложения прибыли организаций из числа методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов исключается метод ЛИФО, не применяемый для целей бухучета. Кроме того, российским компаниям предоставляется возможность списания в налоговом учете стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики. Плательщики НДС освобождены от обязанности вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, а моментом определения базы по НДС является день передачи недвижимого имущества покупателю.

По мнению российских законодателей, реализация данных предложений позволит уменьшить административную нагрузку на бизнес, сократить издержки налогоплательщиков, связанные с исполнением обязанностей плательщика налога на прибыль организаций, и будет способствовать повышению эффективности налоговой системы РФ.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях