$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Горизонты молочной компании: «Савушкин продукт» наращивает мощности и сокращает затраты

29.03.2016

В этом году ОАО «Савушкин продукт» планирует на четверть увеличить выручку, развивая сырьевую зону, продуктовый портфель, экспорт и повышая эффективность переработки молока. В планах ближайших лет – дальнейшая модернизация и расширение производства.

Ежедневная переработка до 2 тыс. т молока позволяет «Савушкину» лидировать в отраслевом производстве, но не дает возможность полностью загрузить мощ­ности. Ситуация не­простая: молока из своей сырьевой зоны компании не хватает, а покупать его в других областях не всегда получается, хотя с каждой тонны сырья выход готовой продукции у брестских молочников выше, чем у других переработчиков. Остается наращивать эф­фективность собственной сырьевой зоны.

Молоко от ухоженной коровы

Семь лет назад компания создала собственное сельхозуправление, которое ежедневно работает над повышением качества и количества молока в 87 хозяйствах Брестской области, на 308 молочно-товарных фер­мах. Многие из этих сельхозпредприятий расположены вбли­зи Национального парка «Беловежская пуща», что благоприятно отражается на экологической чистоте получаемого молочного сырья. Чтобы гарантировать качество, по­ступающее на переработку молоко проверяется на цезий и стронций, наличие антибиотиков, пестицидов, патогенных микроорганизмов и др. При малейшем отклонении от норм хотя бы по одному из параметров сырье не принимается. Каждый такой случай – ЧП. В прошлом году производителям вернули 1,2 тыс. т молока (0,2% годового объема).

Главной площадкой по отработке методов повышения качества молока и эффективности дойного стада является соб­ственное хозяйство ЧСУП «Савушкино», инвестиции в развитие которого превысили 50 млн. USD. За последние 10 лет здесь построили современную ферму на 3 тысячи коров, телятник и ясли для молодняка. Сегодня в хозяйстве содержится 7200 голов крупнорогатого скота, из которых 2600 – дойное стадо. По итогам прошлого года надои на одну корову превысили 7700 кг молока. Накопленный здесь опыт распространяется на всю сырьевую зону. В 2015 г. из хозяйств на переработку в компанию поступило 532 тыс. т молока, из них 83% молока – сорта «Экстра» и высшего. Достигнуть этого удалось благодаря тому, что в большинстве хозяйств внедрены европейские методы содержания скота, все коровы имеют электронные пас­порта (чипы) и животные с отклонениями в здоровье не допускаются на общую дойку. «Савушкин» ставит задачу аттестовать все фермы на соответствие стандартам ЕС, и поэтому денег в развитие животноводства в сырьевой зоне вложил немало. Об этом журналистам в ходе пресс-тура рас­сказал генеральный директор компании Алек­сандр Савчиц.

В результате, по словам А.Савчица, хозяйства, поставляющие высококачественное молоко в компанию, получают неплохую выручку. Например, в ЧСУП «Савушкино» ежемесячная выручка от поставок молока составляет примерно 8 млрд. Br, а рентабельность – 34%. Но это хозяйство поставляет сырье самого высокого качества – сорта «Экстра».

Модернизация для развития

Чтобы гарантировать высокое качество и выпускать натуральные молочные продукты и сыры с длительными сроками годности без применения кон­сервантов, компания внед­ряет самые современные технологические процессы. Объем инвестиций в развитие основного производства за последние пять лет превысил 188 млн. USD. Показательный проект – строительство и запуск завода-автомата по выпуску мягких сыров и творога стоимостью 40 млн. USD.

Все, что можно найти нового в мировой молокоперерабатывающей промышленности, есть на этом заводе. Например, устанавливается сушилка сыворотки мощ­ностью 3 т в час, которая будет сдана в эксплуатацию в апреле. Особенность этого оборудования в том, что оно позволяет в производственном потоке добавлять витамины – получается полуфабрикат с высокой добавленной стоимостью: если сыворотка продается по 50 центов за килограмм, то новый продукт мож­но будет реализовывать уже по 2,5 USD. Поскольку такая высококачественная сыворотка во всем мире является основой для детского питания и компания способна отвечать всем требованиям, которые к нему предъ­являются, то это будет еще один востребованный высококонкурентный экспортный товар.

Современные технологии позволили «Савушкиному продукту» сделать выпуск продукции безотходным: перерабатываются и «побочные продукты» – сырная и творожная сыворотки, пахта, которые превращаются в экспортный товар с большей добавленной стоимостью.

Поскольку все процессы нового завода автоматизированы и механизированы, а влияние человеческого фактора на ход технологического процесса сведено к минимуму, компания получила возможность выпуска гарантированно качественных натуральных продуктов  с достаточно длительными сроками год­ности без применения консервантов.

«Творог у нас 30 дней выстаивает спокойно, поэтому мы его доставку уже за Урал наладили, самолетом возим в ОАЭ», – комментирует гендиректор.

К новому заводу-автомату при­строили современный 12-этаж­ный логистический центр на 6,7 тыс. палеттомест, который тоже работает в автоматическом режиме, загружая рефрижераторы – 20-тонники за 25 минут. Такие мощные объекты еще есть в Австрии и Словении. Благодаря новому складу компания начинает напрямую заключать договоры с российскими федеральными торговыми сетями. «Мы на сокращении логистической цепочки выигрываем 15–20% и они – столько же», – не скрывает А.Савчиц.

Компания последние 10 лет интенсивно работает над снижением себестоимости и намерена продолжать эту работу. «Если сейчас откроют российский рынок, конкуренты нас «задавят», предлагая экспортные сыры по 1,8 EUR/кг», – считает генди­ректор. Готовясь к ужесточению конкуренции, «Савушкин» вплотную приблизил показатели эффективности своей деятельности к европейским: например, снизил расход сырья на производство сыра, повысив содержание казеинового белка в поступающем молоке. Купив в собственность молоковозы, снизил транспортные расходы на доставку сырья на 70%. Приводит в соответствие с мировыми нормами расход воды на мойку оборудования.

В целях снижения издержек при реализации продукции в компании создана собственная товаропроводящая сеть: торговые филиалы во всех областях Беларуси и в Пинске, 2 торговых дома в Российской Федерации.

Азиатские сливки

Грамотная маркетинговая стратегия, основанная на глубоком анализе мирового молочного рынка  и конкурентные преимущества готовой продукции позволяют компании успешно работать на рынках более 20 стран. В т.ч. в Казахстане, Азер­байджане, ОАЭ, Иордании, Син­гапуре, Южной Корее, КНР, Гон­конге. На экспорт отгружаются: питьевое молоко, сметана, творог и десерты из него, йогурты, фасованные сыры, сухая сыворотка. В 2015 г. объем поставок в натуральном выражении по сравнению с 2014 г. вырос на 20%, а в денежном выражении за счет девальвации российского рубля сократился на 7%, до 182 млн. USD. Сейчас доля экспорта в объеме производства достигает 62%.

Право реализации своей продукции на рынках ЕС «Савушкин продукт» получил в 2012 г., а регулярные поставки кисломолочной и десертной продукции начал с июля 2013 г. По оценке А.Савчица, измерить деньгами полученную выгоду сложно. Все производственные лаборатории оснащены по требованиям ЕС, многое изменено в технологии производства. «Сегодня наше предприятие, думаю, входит в пятерку лучших предприятий Европы. Когда последний раз приезжал западный аудит, я завел их в диспетчерскую и говорю: «Пожалуйста, смотрите – мы сделали в автоматическом режиме прослеживаемость движения молока по всей технологической цепочке от приемки до отгрузки». Их это впечатлило… Но если честно, то пройти аудит – это один вопрос, гораздо сложнее войти на полки супермаркетов Евросоюза. Из-за заградительных пошлин наша продукция становится значительно дороже. Но право поставок в ЕС является своего рода пропуском в страны Азии, Африки и не только. Так что мы намерены максимально воспользоваться этой возможностью в плане диверсификации рынков сбыта», – рассуждает гендиректор.

Но как бы ни складывалась конъюнктура экспортных поставок, по его мнению, в первую очередь нужно беречь и лелеять внутренний рынок, пусть он тоже не простой.

«После того как для европейских переработчиков закрылись российские границы, они направились в Китай и любыми средствами цепляются за него, – продолжает А.Савчиц. – Мы тоже поставили себе цель серьезно закрепиться там, и нам на руку, что китайцев не интересуют мелкие производители. Им нуж­ны поставки от 500 т до 1 тыс. т продукции в день. Мы присматриваемся к их госпрограмме «Школьное молоко», думаем, как в нее войти. К сожалению, китайцы не любят твердый сыр, зато охотно покупают сухую сыворотку и ультрапастеризованное молоко, понимают толк в мягких сырах. У них сформировался спрос на йогурты, но нам еще надо думать, как их туда довезти».

Опыт брестских молочников уже показал, что диверсификация экспортных рынков возможна, но это процесс непростой.

Молочный форсаж

Дальнейшее развитие компании ее гендиректор связывает со снижением издержек, модернизацией  и расширением производства (в т.ч. и за счет приобретения профильных активов). «Мы будем двигаться вперед, можете не сомневаться», – отметил он.

А.Савчиц не разделяет мнения о том, что залог стратегии эффективного развития – исключительно  «непрерывная модернизация». «Можно каждый год менять железо на железо, но каким будет результат? – спрашивает гендиректор «Савушкина». – У нас, например, очень сильная команда маркетологов. И перед тем, как закупать новые линии, мы анализируем рынок, изучаем, куда новую продукцию продадим. Мы не проводим тех­перевооружение ради самого процесса, а изучаем свои позиции на рынке и свой потенциал.

Например, видим, что продажи творога можно значительно нарастить, – построили новый завод. A прежде чем ввести в продуктовый портфель «греческий» йогурт, мы поехали в Америку, Европу, посмотрели на тренд – его потребление растет 3 года кряду. Закупили лучшее оборудование, отработали уникальную рецептуру и выпустили продукт на рынок. Только такую модернизацию мы считаем эффективной, – убежден он. – У нас есть наблюдательный совет, который регулярно собирается и корректирует наше движение вперед, но непосредственно стратегию разрабатывают менеджеры компании. Работаем по утвержденному биз­нес-плану, от­клоняясь от него на 3–5%».

А это значит – компании еще есть над чем работать. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но, как известно, дорогу осилит идущий.

УНП 200030514

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА