$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

«Горизонт» теснит импорт бытовой техники

02.02.2007

Президент Беларуси поставил перед белорусской промышленностью глобальную задачу — расширить номенклатуру выпускаемой в стране бытовой электроники, причем не отдельных ее видов, а «всего комплекса необходимой человеку техники». О нацеленности на выпуск собственных LCD-мониторов, DVD-проигрывателей и других товаров, которые смогут потеснить на белорусском рынке импортные, говорит и перечень импортозамещающих потребительских товаров, недавно утвержденный правительством. Из 130 непродовольственных товаров, производство которых должно быть освоено в 2007 году, значительная часть приходится именно на бытовую технику. Как «вписываются» предприятия в государственные программы? С этим вопросом «ЭГ» обратилась к Сергею ГУНЬКО, заместителю генерального директора по науке и техперевооружению ОАО «Горизонт».

- Сергей Мартинович, «Горизонт» сегодня позиционируется и как предприятие, наиболее динамично реагирующее на требования рынка. Регулярное обновление товарного ассортимента — это коммерческая заинтересованность или умелое следование государственной стратегии?

— И то, и другое. «Горизонт» не является предприятием, специализирующимся только на телевизионных приемниках. В отличие от витебского РУПП «Витязь» мы постепенно отходим от этого направления. Еще в 2005 г. диверсифицировали производство, начав с выпуска СВЧ-печей. Разработкой конструкторской документации по всем новым проектам занимается Институт цифрового телевидения, юридическое лицо, входящее в состав ОАО «Горизонт». На сегодняшний день мы можем предложить в качестве импортозамещающих товаров широкую гамму телевизоров, LCD-мониторы, DVD-проигрыватели, пылесосы, медицинскую технику и другие товары. Не вся освоенная на «Горизонте» продукция производится в рамках программы импортозамещения, но мы ежегодно предлагаем вносить наши товары в соответствующий перечень.

Не побоюсь сказать, хотя, возможно, это будет и нескромно, что в части скорости реагирования на изменения рынка бытовой техники мы — лидеры не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. Сейчас «Горизонт» достиг такого уровня, который позволяет нам каждые полгода менять модель товара либо осваивать новое производство. Буквально в начале января этого года мы открыли новое направление — кондиционеры. Выпускаем и изделия нестандартной техники, которые не относятся к бытовым. Не так давно был организован участок по производству стеклопакетов для обеспечения потребностей предприятия.

- Какую долю на белорусском рынке бытовой электроники занимает ваша продукция?

— В зависимости от вида. Например, в 2006 г. в республике было продано чуть более 400 тыс. штук СВЧ-печей. Мы, реализовав порядка 53 тыс. штук, заняли 16-17% рынка. В прошлом году объем производства печей на «Горизонте» возрос более чем в 12 раз по сравнению со стартовым, 2005-м. Более того, сейчас мы планируем увеличить объем производства еще как минимум в 2 раза, т. е. довести выпуск СВЧ-печей до 110-120 тыс. штук в год и занять тем самым до 25% этого рынка.

- Можно ожидать, что через несколько лет марка «Горизонт» будет представлена всеми видами бытовой техники?

— Мы к этому стремимся. В будущем планируем освоить всю гамму этой продукции, начиная от фенов и утюгов и заканчивая сложными цифровыми носителями информации. На сегодняшний день бытовая электроника востребована на рынке. Так почему бы белорусским предприятиям ни попытаться завоевать на нем свою нишу, почему бы ни заработать деньги в этой сфере?

- Однако среди специалистов существует мнение, что так называемый многостаночный подход в изготовлении электронной техники — достаточно опасное предприятие. На освоение новых производств тратятся немалые средства, а вот удастся ли выпущенной продукции завоевать внутренние и тем более мировые рынки, пока никто не гарантирует.

— Организация нового производства, действительно, требует тщательной подготовки и больших капиталовложений. Но если ясно видеть маркетинговую политику, экономическую составляющую и производственные возможности предприятия, то при помощи этих «трех китов» можно составить успешный бизнес-план, который в будущем гарантирует экономическую эффективность. Как правило, все проекты, которыми мы занимаемся, — экономически эффективные.

- И разрабатываются в весьма сжатые сроки…

— Да, мы уже поставили дело, как говорится, на поток. Например, с начала разработки бизнес-проекта производства LCD-мониторов и его финансирования прошло около 1,5 месяцев. Уже в прошлом году мы начали плановый выпуск LCD-телевизоров 20, 27, 32 дюймов. Если говорить о количестве, то в декабре мы вышли на производство 2 тыс. телевизоров в год, в этом году планируем выпустить до 3 тысяч штук.

- Какие средства потребовалось вложить в этот проект?

— Конкретно по этому примеру я цифры не назову, это коммерческая тайна. В целом же капиталовложения по различным проектам колеблются от 200 тыс. USD до миллиона и более.

- Нынешняя диверсификация производства происходит за счет сворачивания мощностей по выпуску кинескопных телевизоров? Они скоро будут окончательно вытеснены с рынка LCD-телевизорами?

— «Уход» кинескопного направления — тенденция последних лет во всем мире. Есть разные предположения относительно того, когда кинескопные телевизоры исчезнут из производства, но все они сходятся в том, что ежегодно их выпуск будет уменьшаться в геометрической прогрессии. Сейчас скорость этого процесса зависит только от того, насколько быстро будет падать цена LCD-телевизоров.

Нынешнее расширение производства в рамках ОАО «Горизонт» происходит во многом за счет все большего упрощения кинескопного телевизора. Технологические процессы его производства максимально автоматизируются, участие человека сводится к минимуму. Задействовать же всю численность имеющихся работников и помогает организация новых производств.

- Какой процент составляют сегодня в среднем импортные комплектующие в ваших изделиях?

— В разной продукции по-разному. Самый большой в LCD-телевизорах — 100% импортных комплектующих. Много их и в бытовой электронике, поскольку это производство пока освоено на белорусских предприятиях в наименьшей степени. Но «Горизонт» ставит перед собой задачу содействовать освоению в Беларуси изготовления узлов и изделий, использующихся в комплектации нашей продукции. В качестве примера можно привести сетевые шнуры, составляющие в объемах нашего производства достаточно большую программу. На сегодняшний момент мы не покупаем импортных составляющих для их изготовления.

- Еще в 2005 г. «Горизонт» сработал с убытками. В прошлом году заводу была предоставлена субсидия в размере 44 млрд. Br, из них 40 млрд. составляли средства республиканского бюджета. На что были истрачены полученные деньги и какова сегодня рентабельность предприятия?

— Сейчас рентабельность ОАО «Горизонт» в пределах 2%. По различным видам изделий она разная. Наиболее рентабельна бытовая техника. Единственное субсидируемое направление нашего производства — кинескопные телевизоры. Полученные в прошлом году средства были потрачены на возмещение ввозных налогов при импорте комплектующих для кинескопных телевизоров.

- Насколько обоснованно вложение денег в эту уже не самую перспективную продукцию?

— Ее нельзя назвать и бесперспективной, поскольку телевизионная доля на «Горизонте» достаточно весомая. Мы не можем в один момент переориентировать производство. Процесс перехода от субсидий к несубсидируемой работе и повышение рентабельности будет происходить постепенно, за счет диверсификации производства.

- Куда экспортируется продукция «Горизонта»? Какие перспективы у вашей бытовой техники на внешних рынках?

— На сегодняшний день мы экспортируем только телевизоры. Лучше всего освоены рынки России и Украины. В прошлом году вышли в Литву, в этом очень сильно увеличили объемы поставок в Казахстан. Сейчас присматриваемся к Европе. Если говорить о нашем главном рынке сбыта — России, то мы находимся в неравных условиях по сравнению с производителями СЭЗ в Калининграде. Калининградские сборочные производства также активно осваивают сегодня бытовую технику. Но действующие там таможенные льготы и НДС делают их товар конкурентоспособнее нашего по цене. Сейчас мы рассчитываем на некоторое улучшение. Буквально две недели назад был решен вопрос о вхождении «Горизонта» как резидента в СЭЗ «Минск» на площадке предприятия по улице Софьи Ковалевской и в СЭЗ «Витебск» на заводе «Белит». Сейчас идет оформление соответствующих документов. Включение «Горизонта» в эти свободные экономические зоны должно значительно улучшить ценовую политику предприятия при экспорте товаров в РФ.

Наталья ВЕРБИЦКАЯ