$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОРИЗОНТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ©

05.10.2012

По оптимистичному сценарию Беларусь станет членом ВТО в течение двух лет. Другие варианты не рассматриваются, заявил в ходе недавней пресс-конференции замминистра иностранных дел Александр ГУРЬЯНОВ.

Заседание рабочей группы ВТО по присоединению нашей республики должно состояться в ноябре, и по заверению А.Гурьянова, от секретариата организации поступают положительные сигналы. Серьезную поддержку переговорному процессу оказывает Россия, нет препятствий со стороны ЕС и США. Это создает предпосылки для сдержанного оптимизма, хотя многое будет зависеть от того, как пойдет диалог в рамках рабочей группы.

Пока переговоры ведутся как в многостороннем, так и в двустороннем формате. С десятью странами подписаны протоколы по доступу на рынок услуг. Среди членов ВТО распространены планы по реформированию белорусской законодательной базы ВЭД. В I половине года более динамичной работе мешало то, что внимание экспертов ВТО было сосредоточено на присоединении России, теперь — Казахстана. Последний, по оценкам А.Гурьянова, станет членом ВТО во II полугодии 2013 г. В МИДе надеются, что после этого присоединение Беларуси ускорится, т.к. многие принципиальные для ВТО вопросы вроде таможенных тарифов, субсидий, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер уже унифицированы на уровне ЕЭП. Правда, за пределами наднационального регулирования осталась торговля услугами, права на интеллектуальную собственность, условия работы иностранных инвесторов и многое другое, что позволило странам — членам ВТО «аккуратно вернуть нас в трэк национальных переговоров», заметил А.Гурьянов.

Замминистра иностранных дел предлагает не драматизировать нынешнюю ситуацию, когда страна приняла на себя тарифные обязательства России перед ВТО, не получив взамен никаких внешнеторговых преференций. Во-первых, наша восточная соседка смогла сохранить значительную тарифную защиту рынка, в результате чего в течение следующих 7 лет среднее значение Единого таможенного тарифа хоть и снизится с 10,5% до 7,5%, но тем не менее останется выше, чем в ЕС (около 5%) или в Украине (4,6%). А.Гурьянов заверил, что еще в 2005 г. было проведено комплексное исследование, показавшее, что белорусская экономика готова работать по правилам ВТО. Впрочем, широкой огласки оно, похоже, не получило. Иначе почему о такой проблеме заявляют представители бизнес-союзов? К примеру, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Георгий Гриц на мартовском «круглом столе» в Белорусской научно-промышленной ассоциации сокрушался по поводу отсутствия в стране должного анализа последствия вступления России в ВТО (см. “ЭГ» № 25 за 30.03.2012). А ведь серьезные аналитические данные могли бы помочь белорусским предприятиям оперативно скорректировать свои планы развития с учетом новых экономических реалий.

В МИДе рассчитывают, что давлению импорта на рынок ЕЭП удастся противостоять через развитие кооперационных проектов Беларуси и России вроде слияния МАЗа и КАМАЗа. В ведомстве также напоминают, что требования ВТО не коснулись доступа на рынок госзакупок России товаров из третьих стран, в то время как для белорусской продукции предусмотрен национальный режим доступа, и на этом мы можем выиграть. Что касается экспорта, то основная его составляющая (нефтепродукты) импортируются Европой в беспошлинном режиме и без преференций ВТО, отметил А.Гурьянов. О том, что серьезные тарифные и нетарифные барьеры существуют перед широкой номенклатурой других товаров, и они могут быть ослаблены в результате присоединения к ВТО, чиновник МИДа рассуждать не стал.

Впрочем, текущий переговорный процесс с ВТО в любом случае является хорошим поводом еще раз задуматься о проведении структурных реформ в экономике Беларуси. Либерализация условий торговли повлечет усиление конкуренции, как на внутреннем рынке, так и на традиционном для нас внешнем рынке ЕЭП. Приспособление к новым условиям потребует пересмотра отраслевой структуры экономики с усилением наиболее конкурентоспособных ее секторов, раскрепощения частной инициативы и роста негосударственного сектора. С другой стороны, сохранение суверенных функций в ЕЭП в части налогообложения, администрирования, строительства и иных условий ведения бизнеса дает шанс побороться за привлекательность в глазах иностранных инвесторов. Судя по словам А.Гурьянова, в МИДе это также понимают, хотя и не берутся обозначить границы возможных реформ и их обсуждение с представителями ВТО.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях