$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГОНКА ЗА «ТРОЙКОЙ»

15.07.2011

Международная конференция по вопросам развития Таможенного союза и ЕЭП, прошедшая 12 июля в Москве, запомнилась не только любопытными высказываниями премьер-министров трех стран, но и тем, что, пожалуй, впервые на таком уровне в диалог с союзной властью вступили бизнесмены Беларуси, России и Казахстана. Многим из них еще только предстоит осознать суть происходящих процессов.

Выступая перед деловым сообществом, главы правительств трех стран поздравили всех с успешным завершением первого интеграционного этапа на пути создания Таможенного союза и далее — Единого экономического пространства. По мнению Владимира Путина, исчезновение с 1 июля таможенных постов с внутренних границ союза — не просто механическая процедура. Сняты барьеры, ранее затруднявшие взаимную торговлю, образуется емкий и растущий общий рынок с более чем 165 млн. потенциальных покупателей. Стабильными и предсказуемыми стали правила игры для бизнеса, как «союзного», так и внешнего, поскольку в основу нормативной базы ТС положены принципы ВТО.

Радует российского премьера рост товарооборота между странами ТС, весьма внушительный даже с поправкой на посткризисное восстановление. Впереди — дальнейшее ускорение интеграции, постепенная передача функций национальных органов управления наднациональным, в частности, комиссии ТС. С 1.01.2012 г. должно заработать ЕЭП, а вслед за ним появиться Евразийский союз — качественно новая структура.

Впрочем, скорость принятия решений в рамках союза многих сегодня обескураживает, отстает и осознание процессов, о чем неоднократно говорили участники встречи. «Понимания того, что произошло, на сегодняшний день нет, и прежде всего у бизнесменов», — считает глава правительства Казахстана Карим Масимов. По его словам, многие в Казахстане с недоверием и тревогой отнеслись к нынешнему интеграционному процессу, а некоторые даже увидели угрозу суверенитету и национальному языку. При этом он поспешил заверить присутствующих в беспочвенности подобных опасений.

Белорусское правительство гораздо больше беспокоят экономические проблемы. Так, поблагодарив российского коллегу за внимательное отношение к газовой теме, премьер-министр Михаил Мясникович одновременно пожаловался на то, что за последние 6 лет газ для Беларуси подорожал в 4,5 раза, в то время как цены нашего экспорта в РФ увеличились только на 22% (может, это и есть результат путинской заботы?). В целом, по оценке белорусского премьера, на едином рынке наблюдается колоссальный диспаритет цен, что снижает конкурентоспособность одних стран и стимулирует экспорт других.

М.Мясникович постарался доказать собравшимся, что нынешние экономические сложности Беларуси никак не умаляют ее статут надежного партнера в ТС. Глава правительства пообещал скорую (в течение 2–3 месяцев) нормализацию валютного рынка в стране и заверил в готовности выполнять все обязательства, взятые при получении кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Он, в частности, пригласил бизнесменов России и Казахстана поучаствовать в приватизации белорусских госпредприятий. «В первую очередь я хотел бы назвать химическую промышленность, — уточнил премьер. — Потому что, как мне кажется, мы сильно зациклились на вопросах нефтепереработки». Позже М.Мясникович продемонстрировал журналистам список компаний, которые Беларусь готова продать. По его словам, в настоящий момент ведутся переговоры о приватизации пакета акций Гродно Азота с Сибуром и Роснефтью, Нафтана — с Лукойлом, Белтрансгаза — с Газпромом, Мозырского НПЗ — с Роснефтью, МТС — с АФК «Система», МАЗа — с Русскими машинами, а Интеграла — с Ростехнологиями.

Однако на следующий день в пресс-службе «Роснефти» заявили, что не ведут переговоров о приобретении «Гродно Азота» и «Мозырского НПЗ», нет планов покупки белорусских активов у «Сибура». Ряд российских компаний от комментариев отказалась, а в «Газпроме» сообщили, что переговоры по «Белтрансгазу» откладываются на сентябрь.

М.Мясникович попросил бизнесменов присмотреться и к небольшим предприятиям, посетовав, что некоторые приватизационные предложения белорусской стороны слишком долго рассматриваются потенциальными инвесторами.

Впрочем, бизнесменов, присутствовавших на московском форуме, волновала не столько приватизация в нашей стране, сколько иные темы. К примеру, ответственному секретарю комиссии ТС Сергею Глазьеву пришлось отвечать на неудобный вопрос президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина: почему при комиссии ТС создан некий экспертный совет из числа чиновников, а не бизнесменов? Непонятны процедуры появления документов ТС казахстанским предпринимателям. По словам председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» Азата Перуашева, в их стране все нормативные акты в сфере предпринимательства согласовываются с бизнес-структурами, чего не скажет о решениях ТС. С.Глазьев отрапортовал об отсутствии каких-либо жалоб со стороны бизнеса по законодательству ТС. Но этот пробел тут же восполнил гендиректор белорусского ОАО «Луч» Николай Стриж. Минские обувщики попытались поднять вопрос о повышении импортных пошлин ТС на ряд потребительских товаров, однако, как оказалось, подготовка соответствующего обращения в наднациональный орган требует сбора сотен документов. Разумеется, такой порядок ограждает комиссию от жалоб — до поры до времени.

Гендиректор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашев выразил обеспокоенность тем, что на пространстве ТС все большее распространяется практика государственного регулирования, а председатель БАМАП (Беларусь) Николай Боровой и его коллега из Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков говорили о технической и технологической отсталости наших международных транспортных коридоров, что не позволяет в полной мере использовать транзитный потенциал. К примеру, средняя скорость движения грузового автомобиля по нашим коридорам составляет порядка 280 км в сутки, в Западной Европе — 700—800, по железной дороге — это 130 и 430 км/сутки соответственно. А потеря времени — это потеря денег и для производителей и для перевозчиков.

Белорусскую делегацию в лице председателя БСПН им. М.Кунявского Георгия Бадея волновали различия между налоговой нагрузкой в трех странах. В Беларуси она наибольшая, что ухудшает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность республики в ТС. Кроме того, Г.Бадей обратил внимание на крайне неудобную для бизнеса трех стран систему взимания НДС. По его мнению, проблему можно решить радикально: к примеру, заменив НДС на налог с продаж по образцу США и Японии. Однако, выступивший следом начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина РБ Дмитрий Кийко дал понять, что здесь кардинальных перемен, в т.ч. снижения налоговых ставок в Беларуси не будет. Насчет конкурентоспособности, видимо, тоже можно не беспокоиться.

Тем не менее, представители правительств трех стран продолжили в целом уверять в готовности учитывать пожелания предпринимателей, тем более что чиновники, по их мнению, теперь также вынуждены работать в условиях конкуренции. В частности, В.Путин призвал представителей бизнеса активно подключаться к «дополнительной настройке» механизмов ЕЭП. «Нам не хотелось бы, чтобы национальная бюрократия замещалась наднациональной, как это происходит в некоторых интеграционных объединениях недалеко от нас, не будем показывать пальцем», — отметил он. Впрочем, сама Россия не прочь подружиться с некоторыми из этих объединений. Так, по словам В.Путина начались переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли, а в перспективе аналогичный диалог запланирован и с Евросоюзом. Да и переговоры о вступлении в ВТО продолжаются.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях