$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Гоним морскую волну

20.11.2007

Отказ от ныне существующей практики фрахтования иностранных судов даст возможность отечественным операторам, а значит и бюджету, получить дополнительный источник валютных средств, подсчитали государственные эксперты. В то же время ученые напоминают, что возможные последствия перехода на условия FOB и CIF при осуществлении субъектами хозяйствования экспортно-импортных операций недостаточно изучены, а эффективность реализации подхода представляется сомнительной.

Проблемы в реализации поставок на условия FOB и CIF, по мнению специалистов НИЭИ Минэкономики, могут быть вызваны следующими причинами: высокий уровень транспортной составляющей белорусских товаров; недостаток квалифицированных специалистов в области внешнеторговых операций и фрахтования судов. Сложности могут также возникнуть из-за отсутствия гибких форм работы; нехватки валютных средств на покупку новых судов; низкой рентабельности работы транспортных предприятий и роста конкуренции на рынке транспортных услуг; недостаточного уровня развития складской инфраструктуры и трудностей с обратной загрузкой судна после приобретения морских судов в собственность.

Напомним, что Free on Board (FOB) — «Свободно по борту» означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его экспорта. Cost, Insurance & Freight (CIF) — «Стоимость, страхование и фрахт» — предполагает обеспечение продавцом морской страховки от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. При этом продавец заключает договор и выплачивает страховщику специальную премию.

В Беларуси планируется увеличить поставки грузов внутренним водным транспортом на условиях CIF с 500 тыс. т в 2005 г. до 3 млн. т в 2010 г. При этом отечественные резиденты должны нарастить объемы морских перевозок с 2,14 млн. т в 2005 г. до 3,5 млн. т в 2010 г.

По мнению специалистов, переход на CIF и FOB открывает принципиально новые перспективы для развития транспортной системы страны. Реализация этой идеи придаст толчок созданию белорусского морского торгового флота, начальные условия для появления которого уже имеются. Однако есть и определенные опасения.

Переход на условия CIF и FOB потребует изменения правовой базы и системы налогообложения, приводит Интерфакс мнение экспертов. В частности они полагают, что для снижения издержек необходимо освободить от обложения налогом на недвижимость морские суда. Резидентов Беларуси, осуществляющих перевозки морским транспортом, желательно освободить еще и от уплаты таможенных пошлин. Необходимо устранить противоречия между законодательными актами с Латвией и Украиной. Так, по территории последней могут осуществлять экспедирование грузов только местные компании. Разрешить проблему с южной соседкой реально, зарегистрировав иностранную экспедиторскую компанию со 100-процентным отечественным капиталом. Кроме того, необходимо создать экономически обоснованные условия помещения транспортных средств под таможенный режим временного ввоза, учитывающий интересы государства и субъектов хозяйствования.

Если удачно решить эти вопросы, то и создание своего флота не за горами. Как ранее отмечали специалисты Минтранса, создание морфлота осуществляется в три этапа: наращивание морских перевозок зафрахтованными судами, аренда судов с экипажем, а после без экипажа, и третий этап — приобретение собственных судов. Поэтапная стратегия позволит снизить риски по эксплуатации судов, приобретенных в собственность.

Появление своего флота, с точки зрения авторов проекта, выглядит логичным. С участием морского транспорта ежегодно перевозится до 20 млн. т белорусских внешнеторговых грузов: калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, металл, колесная техника, шины, сахар и многое другое. Как считают специалисты, доля транспортной составляющей в цене продукции становится все весомее и составляет около 35%. В случае перевозки морским транспортом она уменьшится до 15-20%. Создание флота позволит значительно снизить расходы на транспортировку внешнеторговых грузов, повысить их конкурентоспособность и увеличить поступления в бюджет. Рентабельность судоходного бизнеса доходит до 40-50%. Перевозками, организованными белорусскими резидентами, занимаются Белорусская судоходная компания, Белорусская калийная компания и Белорусское морское пароходство. Ожидается, что эти компании в 2007 г. сумеют освоить 5 млн. т грузов. Такие показатели будут свидетельствовать об успешности преодоления первого этапа создания морского флота — одного из направлений программы развития внутреннего водного и морского транспорта на 2006-2010 гг. Впрочем, ответственным за реализацию проекта в срочном порядке предстоит решать, где взять деньги на дорогую покупку. Ведь планом предусмотрено к середине 2008 г. приобретение первого сухогрузного судна грузоподъемностью до 35 тыс. т. Заметим, его стоимость может варьироваться в пределах 35-50 млн. USD. Всего, по мнению специалистов, для обеспечения белорусских потребностей в морских перевозках необходимо 18 балкеров и 20 танкеров. Среди вариантов приобретения кораблей рассматриваются возможности их покупки под залог экспортно-импортной базы, сотрудничество с известными судоходными компаниями, прорабатываются варианты внешних инвестиций со стороны ОАЭ, Китая, стран Балтии, Украины, России, Финляндии. Окончательное решение пока не принято.

Антон БОЙКО