$

2.0310 руб.

2.2910 руб.

Р (100)

3.2340 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Резонанс

Гоним морскую волну

20.11.2007

Отказ от ныне существующей практики фрахтования иностранных судов даст возможность отечественным операторам, а значит и бюджету, получить дополнительный источник валютных средств, подсчитали государственные эксперты. В то же время ученые напоминают, что возможные последствия перехода на условия FOB и CIF при осуществлении субъектами хозяйствования экспортно-импортных операций недостаточно изучены, а эффективность реализации подхода представляется сомнительной.

Проблемы в реализации поставок на условия FOB и CIF, по мнению специалистов НИЭИ Минэкономики, могут быть вызваны следующими причинами: высокий уровень транспортной составляющей белорусских товаров; недостаток квалифицированных специалистов в области внешнеторговых операций и фрахтования судов. Сложности могут также возникнуть из-за отсутствия гибких форм работы; нехватки валютных средств на покупку новых судов; низкой рентабельности работы транспортных предприятий и роста конкуренции на рынке транспортных услуг; недостаточного уровня развития складской инфраструктуры и трудностей с обратной загрузкой судна после приобретения морских судов в собственность.

Напомним, что Free on Board (FOB) — «Свободно по борту» означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его экспорта. Cost, Insurance & Freight (CIF) — «Стоимость, страхование и фрахт» — предполагает обеспечение продавцом морской страховки от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. При этом продавец заключает договор и выплачивает страховщику специальную премию.

В Беларуси планируется увеличить поставки грузов внутренним водным транспортом на условиях CIF с 500 тыс. т в 2005 г. до 3 млн. т в 2010 г. При этом отечественные резиденты должны нарастить объемы морских перевозок с 2,14 млн. т в 2005 г. до 3,5 млн. т в 2010 г.

По мнению специалистов, переход на CIF и FOB открывает принципиально новые перспективы для развития транспортной системы страны. Реализация этой идеи придаст толчок созданию белорусского морского торгового флота, начальные условия для появления которого уже имеются. Однако есть и определенные опасения.

Переход на условия CIF и FOB потребует изменения правовой базы и системы налогообложения, приводит Интерфакс мнение экспертов. В частности они полагают, что для снижения издержек необходимо освободить от обложения налогом на недвижимость морские суда. Резидентов Беларуси, осуществляющих перевозки морским транспортом, желательно освободить еще и от уплаты таможенных пошлин. Необходимо устранить противоречия между законодательными актами с Латвией и Украиной. Так, по территории последней могут осуществлять экспедирование грузов только местные компании. Разрешить проблему с южной соседкой реально, зарегистрировав иностранную экспедиторскую компанию со 100-процентным отечественным капиталом. Кроме того, необходимо создать экономически обоснованные условия помещения транспортных средств под таможенный режим временного ввоза, учитывающий интересы государства и субъектов хозяйствования.

Если удачно решить эти вопросы, то и создание своего флота не за горами. Как ранее отмечали специалисты Минтранса, создание морфлота осуществляется в три этапа: наращивание морских перевозок зафрахтованными судами, аренда судов с экипажем, а после без экипажа, и третий этап — приобретение собственных судов. Поэтапная стратегия позволит снизить риски по эксплуатации судов, приобретенных в собственность.

Появление своего флота, с точки зрения авторов проекта, выглядит логичным. С участием морского транспорта ежегодно перевозится до 20 млн. т белорусских внешнеторговых грузов: калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, металл, колесная техника, шины, сахар и многое другое. Как считают специалисты, доля транспортной составляющей в цене продукции становится все весомее и составляет около 35%. В случае перевозки морским транспортом она уменьшится до 15-20%. Создание флота позволит значительно снизить расходы на транспортировку внешнеторговых грузов, повысить их конкурентоспособность и увеличить поступления в бюджет. Рентабельность судоходного бизнеса доходит до 40-50%. Перевозками, организованными белорусскими резидентами, занимаются Белорусская судоходная компания, Белорусская калийная компания и Белорусское морское пароходство. Ожидается, что эти компании в 2007 г. сумеют освоить 5 млн. т грузов. Такие показатели будут свидетельствовать об успешности преодоления первого этапа создания морского флота — одного из направлений программы развития внутреннего водного и морского транспорта на 2006-2010 гг. Впрочем, ответственным за реализацию проекта в срочном порядке предстоит решать, где взять деньги на дорогую покупку. Ведь планом предусмотрено к середине 2008 г. приобретение первого сухогрузного судна грузоподъемностью до 35 тыс. т. Заметим, его стоимость может варьироваться в пределах 35-50 млн. USD. Всего, по мнению специалистов, для обеспечения белорусских потребностей в морских перевозках необходимо 18 балкеров и 20 танкеров. Среди вариантов приобретения кораблей рассматриваются возможности их покупки под залог экспортно-импортной базы, сотрудничество с известными судоходными компаниями, прорабатываются варианты внешних инвестиций со стороны ОАЭ, Китая, стран Балтии, Украины, России, Финляндии. Окончательное решение пока не принято.

Антон БОЙКО


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы