Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
14.10.2016 34 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Годовая инвентаризация: подготовка, оформление и учет результатов

Инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Она в обязательном порядке проводится в случаях (п. 2 ст. 13 Закона):

при реорганизации или ликвидации организации;

перед составлением годовой отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

при возникновении чрезвычайных ситуаций;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформ­ления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете устанавливает Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета, проверки достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявления неучтенных или неиспользуемых активов с целью их постановки на учет или последующим списанием или реализацией и др. (п. 3 Инструкции № 180).

Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации, числящиеся в бухучете, находящиеся на балансе и хранящиеся непосредственно на складах организации, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся за балансом (арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) независимо от их местонахождения (п. 5 Инструкции № 180).

Срок и проведение

Организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязаны провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки (п. 7 Инструкции № 180):

основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;

незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;

животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;

денежных средств – не ранее 1 декабря;

обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенный порядок налогообложения, проводят инвентаризацию активов и обязательств 1 раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с Законом (п. 10 Инструкции № 180).

Пример 1. Организация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2016 г. планирует проведение инвентаризации активов и обязательств в первой декаде января 2017 г. Проведение инвентаризации в такие сроки будет являться нарушением законодательства, несмотря на то, что годовая бухгалтерская отчетность будет составляться после первой декады января. Поскольку фактическое наличие активов определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера, то их, а также сверку фактического наличия активов и обязательств проводят в рамках отчетного периода – не позднее 31 декабря 2016 г.

Подготовка

Перед проведением инвентаризации руководитель, который несет ответственность за ее организацию и своевременное проведение, издает приказ о ее проведении (п.п. 12, 18 Инструкции № 180). Также приказом создается инвентаризационная комиссия с со­блюдением требований, установленных п. 13 Ин­струк­ции № 180.

При выборе кандидатуры председателя инвентаризационной комиссии нужно учитывать ограничения, накладываемые законодательством. Так, им не может быть материально ответственное лицо или работник ревизионной службы. У одних и тех же материально ответственных лиц не может быть назначен 2 раза подряд председателем рабочей инвентаризационной комиссии один и тот же работник. Также нужно иметь в виду, что при формировании инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у материально ответственных лиц в подотчете товарно-материальных ценностей и денежных средств данные материально ответственные лица не могут быть включены в ее состав.

До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру) (п. 21 Инструкции № 180). Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_________» (дата)». Это служит основанием для определения остатков активов к началу инвентаризации по учетным данным.

Лица, имеющие доверенности на получение активов или подотчетные суммы на их приобретение, а также непосредственно материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход и все расходные и приходные документы на эти активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии.

Проверка фактического наличия активов и обязательств происходит при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 20 Инструкции № 180).

Техника проведения

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах (п. 23 Инструкции № 180). При этом применяются формы согласно приложениям 5–19 к Инструкции № 180 либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При инвентаризации активов, числящихся в бухучете за балансом, составляются отдельные описи (п. 24 Инструкции № 180).

В случае выявления в ходе инвентаризации активов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, на них инвентаризационной комиссией составляются отдельные описи с обязательным указанием причин, повлекших непригодность: порча, полный износ и др. (п. 25 Инструкции № 180).

Иногда во время проведения инвентаризации в организацию поступают активы, которые необходимо принять к учету. Такие оборотные активы принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации (п. 49 Инструкции № 180). На них составляется отдельная опись под наименованием «Активы, поступившие во время инвентаризации», где указывается вся информация о хозяйственной операции (дата поступления и наименование актива, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, количество товара, цена и сумма). Одновременно на приходном документе делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую занесены эти активы. Отметка учиняется за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

При большом объеме инвентаризируемых объектов инвентаризация порой затягивается надолго. В этот период может возникнуть необходимость отпуска ак­тивов в производство или на сторону. В таких исключительных случаях активы отпускаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера.

 При этом оформляется отдельная опись под наименованием «Активы, отпущенные во время инвентаризации», в которую данные оборотные активы заносятся, а в расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) (п. 50 Инструкции № 180).

Инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток (п. 27 Инструкции № 180). Наименования инвентаризуемых объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Если обработка фактических данных и формирование инвентаризационных описей осуществляется с помощью компьютера, допускается указывать итоги на каждой странице цифрами.

Исправления найденных описок и ошибок в описях и ведомостях необходимо производить путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей во всех экземплярах описей и ведомостей, при этом исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами (п. 28 Инструкции № 180).

Не допускается в описях оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи за подписями лиц, производивших эту проверку, ставится отметка о подсчете итогов.

Пересчет (перевес) активов производится в присутствии материально ответственного лица, которое за них отвечает. Далее это лицо дает в описи расписку о том, что комиссией была проведена проверка активов в его присутствии, о принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение, а также об отсутствии с его стороны каких-либо претензий к членам комиссии (п. 30 Инструкции № 180).

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, принимавшие участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. Отсутствие на документах, составляемых в процессе инвентаризации, подписи хотя бы одного из членов комиссии влечет признание этого документа недействительным.

В случаях обнаружения материально ответственными лицами после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии (ч. 1 п. 31 Ин­струкции № 180). Заявления материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании товарно-материальных ценностей, пропуском, просчетом и т.п., принимаются до открытия склада, кладовой, секции (ч. 2 п. 31 Инструкции № 180). Инвентаризационная комиссия проверяет такие факты и в случае их подтверждения исправляет выявленные ошибки в описанном выше порядке (ч. 3 п. 31 Инструкции № 180).

По окончании инвентаризации, а также в межинвентаризационный период могут проводиться конт­рольные проверки с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц на складе, кладовой, секции и т.п., где проводилась ин­вентаризация (ч. 1 п. 32 Инструкции № 180). Результаты таких проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Формы данных документов приведены в приложениях 2, 3 к Инструкции № 180.

Инвентаризационные описи во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время и др.) должны храниться в шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. Также п. 26 Инструкции № 180 установлено, что при проведении инвентаризации активов в течение нескольких дней, при уходе инвентаризационной комиссии то помещение, где хранятся эти активы, опечатывается.

Оформление результатов

По результатам инвентаризации составляются сличительные ведомости по активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения учетных данных (п. 70 Инструкции № 180). На активы, числящиеся за балансом, составляются отдельные сличительные ведомости. При выявлении отклонений материально ответственные лица обязаны дать объяснения комиссии по каждому из случаев (ч. 1 п. 71 Инструкции № 180).

Сличительные ведомости составляются с использованием средств вычислительной техники и от руки (ч. 2 п. 71 Инструкции № 180). Формы таких ведомостей приведены в приложениях 5, 20, 21 к Инструкции № 180. По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между дан­ными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях (п. 70 Инструкции № 180).

Рассмотрение результатов инвентаризации в круп­ных организациях проводится инвентаризационной комиссией с оформлением протокола (ч. 1 п. 72 Ин­струкции № 180).

О регулировании выявленных при инвентаризации излишков и недостач активов и обязательств инвентаризационной комиссией вносятся предложения, которые оформляются протоколом, который в свою очередь представляется на рассмотрение руководителю организации для принятия соответствующего решения (ч. 3 п. 71 Инструкции № 180).

Моментом определения окончательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации (ч. 2 п. 71 Инструкции № 180).

Излишки, недостачи, пересортица

Стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств в сличительной ведомости указывается в соответствии с законодательством (п. 70 Инструкции № 180). При этом может применяться несколько способов.

Так, стоимость выявленных излишков активов, которые можно отнести к запасам, согласно п. 46 Ин­струкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133, при принятии их к бухгалтерскому учету определяется:

на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность;

организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.

При самостоятельной оценке стоимости излишка активов организацией при принятии их к бухучету оценка производится комиссией, определенной руководителем, с составлением акта произвольной формы, в котором должна быть отражена степень износа оцениваемого актива (ч. 2 п. 39 Инструкции № 180).

Суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности), а суммы излишков инвестиционных активов – в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п.п. 13, 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, далее – Инструкция № 102).

Стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и отражается на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете (подп. 3.11 п. 3 ст. 128 НК).

Пример 2. При проведении годовой инвентаризации выявлены 2 калькулятора, не учтенных ранее. По данным мониторинга цен на основании прейскурантов торговых организаций установлено, что стоимость аналогичных калькуляторов составляет 40 BYN. Учитывая износ, установленный комиссией в акте в размере 60%, комиссией принято решение оценить данные калькуляторы по 16 BYN с учетом износа. В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т сч. 10 «Материалы» – К-т сч. 90-7 – 32 BYN – отражена в учете стоимость оприходованных излишков материалов (2 шт. х 16 BYN).

Данная сумма учитывается при налогообложении прибыли.

Расхождения, выявленные при инвентаризации фак­тического наличия активов, с данными бухгалтерского учета бывают не только плюсовыми (излишками), но и минусовыми (недостачами). Так, согласно п. 73 Инструкции № 180 сумма недостачи и порчи активов, за исключением денежных средств на счетах в банках и дебиторской задолженности, отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» в корреспонденции с кредитом счета, на котором учитывались недостающие и испорченные активы.

Суммы недостачи, порчи активов в пределах установленных норм естественной убыли списываются по распоряжению руководителя организации в дебет счетов учета затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».

Обратим внимание, что нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль активов в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице (ч. 5 п. 73 Инструкции № 180).

Пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач (п. 76 Инструкции № 180). О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют объяснения инвентаризационной комиссии.

 Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть произведен только по решению руководителя организации. Если при таком зачете стоимость недостающих активов все же окажется выше стоимости активов, оказавшихся в излишке, возникшая разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если лица, виновные в допущении пересортицы, не установлены, то положительные суммовые разницы относятся на внереализационные доходы и отрицательные суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли.

При возникновении разницы в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть указаны причины образования такой разницы, которая не может быть покрыта за счет виновных лиц.

Если после зачета по пересортице оказалась недостача, то нормы естественной убыли должны применяться по тому наименованию актива, по которому установлена недостача (ч. 6 п. 73 Инструкции № 180).

При отсутствии норм естественной убыли убыль рассматривается как недостача сверх норм (ч. 7 п. 73 Инструкции № 180).

Нормы естественной убыли определены законодательством. Так, приказом Минторга от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» установлены единые подходы в целях обеспечения единого порядка определения норм товарных потерь, а также методика расчета и порядок отражения их в учете.

Пример 3. В ходе инвентаризации на складе организации выявлены недостача 4 офисных кресел «Престиж», производства Германия, по учетной цене 200 BYN за единицу и 4 лишних кресла «Гранд» (производства РФ) по учетной цене 240 BYN за единицу.

По решению руководителя организации произведен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Материально ответственные лица представили объяснения инвентаризационной комиссии.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, BYN

Отражен взаимный зачет недостач излишками (4 шт. х 200 BYN)

41 (кресло «Гранд»)

41 (кресло «Престиж»)

800

Отражена в учете суммовая разница по пересортице ((4 шт. х 240 BYN) – (4 шт. х 200 BYN)) – учитывается при исчислении налога на прибыль

41 (кресло «Гранд»)

90-7

160

Сумма недостач, в т.ч. денежных средств в кассе, а также порча активов сверх норм естественной убыли отражаются в бухгалтерском учете записями (п. 73 Инструкции № 180):

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» – если по недостаче или порче определено виновное лицо;

Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» – К-т сч. 94 – если в организации создается соответствующий резерв;

если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, в других случаях выявления невозмещенных недостач:

Д-т сч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» – К-т сч. 94 – суммы недостач и потерь от порчи запасов, денежных средств (п. 13 Инструкции № 102);

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – К-т сч. 94 – суммы недостач и потерь от порчи инвестиционных активов (п. 14 Инструкции № 102).

Согласно подп. 3.14 п. 3 ст. 129 НК учитываются при налогообложении суммы недостач, потерь и порчи активов, в т.ч. произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них. Такие расходы отражаются на дату составления документов, подтверждающих, что виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них. Необходимо также помнить, что для оформления списания недостач и порчи сверх норм естественной убыли в предоставляемых документах должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи активов, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

В отношении НДС при списании недостач, а также сумм возмещения, полученных организацией от виновных лиц, нужно руководствоваться следующим. Согласно п. 1 ст. 31 НК, п. 1 ст. 93 НК при списании недостающего актива (недостачи) при инвентаризации объект обложения НДС отсутствует. Также исходя из п. 5 ст. 97 НК не включается в налогооблагаемую базу по НДС сумма ущерба, возмещаемая виновными лицами организации.

Отметим, что с 1.01.2016 г. установлено ограничение на вычет сумм НДС по товарам в случаях их порчи или утраты (подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК). Налоговые вычеты по таким товарам подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые ранее к вычету. Налоговые вычеты плательщика также не подлежат уменьшению в случае, если «входной» НДС не предъявлялся продавцами товаров или не уплачивался организацией при их ввозе.

Пример 4. В результате инвентаризации по состоянию на 1.11.2016 г. на складе торговой организации выявлена недостача 7 кг товара по учетной цене 32 BYN за один килограмм. Товар приобретался без НДС.

На данный товар законодательством установлены нормы естественной убыли 0,1% от массы. По решению руководителя организации недостача в пределах норм естественной убыли списывается на счет 44 «Расходы на реализацию», а сверх норм – возмещается материально ответственным лицом, которое свою вину признало. Сумма возмещения определяется исходя из стоимости аналогичного товара согласно прайс-листам торговых организаций по цене 40 BYN за 1 кг. По заявлению виновного лица стоимость недостачи, которую он должен возместить, будет удержана у него из заработной платы за декабрь 2016 г.

В бухучете организации делаются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, BYN

Ноябрь 2016

Отражена недостача товара

(7 кг х 32 BYN)

94

41

224

Списана себестоимость товара в пределах норм естественной убыли ((7 кг х 0,1/ 100) х 32 BYN) (учитывается при налогообложении прибыли в ноябре 2016 г.)

44

94

0,22

Списана недостача сверх норм естественной убыли на виновное лицо (7 кг х 32 BYN – 0,22 BYN)

73-2

94

223,78

Отражен доход, полученный от разницы в стоимости товара по учетной цене и возмещаемой цене соответственно 7 кг (40 BYN – 32 BYN) (учитывается при исчислении налога на прибыль в декабре 2016 г. при удержании из заработной платы виновного лица суммы возмещения (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК)).

73-2

90-7

56

Признано отложенное налоговое обязательство (56 х 18 / 100)

99

65

10,08

Декабрь 2016

Отражено удержание долга виновного лица из заработной платы

70

73-2

279,78

Списано отложенное налоговое обязательство

65

99

10,08

Поскольку товар приобретался без НДС, то корректировки входного НДС в связи с недостачей товаров не будет.

В бухгалтерском учете доход признается в ноябре 2016 г., а при налогообложении прибыли – в декабре. В связи с этим в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемые временные разницы в сумме 56 BYN и признается отложенное налоговое обязательство в размере 10,08 BYN, которые погашаются при удержании из заработной платы у виновного лица суммы возмещения в декабре 2016 г. (п.п. 2, 8, 10 и 19 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113).

В декабре 2016 г. сумма возмещения в размере 279,78 BYN включается во внереализационные доходы, а сумма недостачи в размере 223,78 BYN – в состав внереализационных расходов (подп. 3.26 17 п. 3 ст. 129 НК).

Пример 5. В результате проведения годовой инвентаризации в организации была обнаружена недостача копировального аппарата, который числился в составе основных средств. Организация обратилась с заявлением в правоохранительные органы, но по результатам расследования виновные лица установлены не были (соответствующее решение получено).

По данным бухучета стоимость копировального аппарата составляет 1200 BYN, накопленная амортизация по нему за время эксплуатации – 400 BYN, сумма добавочного фонда, образовавшегося в результате проводимых переоценок, – 26 BYN.

В бухучете организации делаются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, BYN

Списан остаток добавочного фонда, образовавшегося в результате проводимых переоценок

83

84

26

Списана накопленная за годы эксплуатации амортизация

02

01

400

Отражена недостача копировального аппарата по его остаточной стоимости (1200 BYN – 400 BYN)

94

01

800

Списана недостача копировального аппарата в состав расходов по инвестиционной деятельности

91-4

94

800

Суммы дебиторской задолженности, выявленные при инвентаризации, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» (если резерв создавался) либо счета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» (п. 74 Инструкции № 180).

Выявленные при инвентаризации суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются на счет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности».

Пример 6. По состоянию на 1.11.2016 г. проводится инвентаризация активов и обязательств. Учетной политикой предприятия предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам путем анализа каждого дебитора на предмет неплатежеспособности ежеквартально. На 31.10.2016 г. сальдо по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» составляет 250 BYN. При этом в аналитическом учете числятся резервы:

– организация «А» – 100 BYN;

– организация «В» – 80 BYN;

организация «С» – 70 BYN.

В ходе инвентаризации дебиторской задолженности и анализа расчетов с дебиторами по счетам 62 и 73, помимо прежних долгов, ранее признанных сомнительными, были признаны сомнительными еще 2 задолженности на сумму 50 BYN, возникшие в январе 2016 г. Резерв по ним своевременно создан не был.

На 1.11.2016 г. в учете предприятия следует доначислить резерв по сомнительным долгам на сумму 50 BYN записью:

Д-т сч. 90-10 – К-т сч. 63 – 50 BYN – создание резерва по сомнительной дебиторской задолженности, выявленной в результате инвентаризации.

В аналитическом учете по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» добавятся к уже имеющимся резервы:

– организация «D» – 10 BYN;

организация «Е» – 40 BYN.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений