$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Год потребителя

28.12.2006

Без сомнения, 2006-й год был лучшим экономическим годом страны. Такие внешние доходы, какие страна получила, можно будет обеспечить уже нескоро — правила игры на энергетических рынках меняются. К тому же существуют другие ограничения для проведения активной экспортной политики.

Доходы страны успешно трансформировались в доходы граждан, домашних хозяйств. Власть для стимулирования производства старалась активно использовать инструмент зарплаты, чтобы поднять спрос и продажи товаров, произведенных нашими предприятиями.

Все ли получилось, как хотели?

Леонид ЗАИКО, экономический обозреватель «ЭГ»

Да, реальные доходы домашних хозяйств выросли в уходящем году на 17,3%. Это много и не могло не сказаться на покупках населения. При этом сама реальная заработная плата выросла на 19%. По логике это должно было быть «схвачено» населением не только психологически, но и потребительски. Такое правило существует в условиях низкой инфляции.

Чем же ответили на рост потребления отечественные производители? Наши предприятия увеличили производство потребительских товаров всего на 10,7%, в то время как надо бы — на 20%. В общем, «не догоняют» директора свой собственный внутренний рынок. Чем и пользуются иностранные производители. Получается, что активной политикой доходов мы «подкармливаем» иностранных конкурентов. Чего ждут отечественные производители — непонятно. Снижения спроса и спокойного медленно текущего процесса развития внутреннего потребительского рынка? Или ухода на периферию национальной экономической политики?

Сейчас мы уже можем определить, в какие «товарные адреса» перетекают возрастающие доходы белорусов, как увеличивалась скорость этого течения. Если взять за критерий прирост темпов продаж, то лидеры в соответствии с нашими предпочтениями расположились следующим образом.

Характерно, что в лидерах алкогольная группа (коньяк, пиво и водка). Какими-то удивительными свойствами обладают рыбные консервы, которых мы покупаем все больше и больше. (Может, есть скрытая связь с активным потреблением горячительных напитков?)

Растущие покупки коньяка радуют тех, кто облагораживает свой быт. Мы входим в новую аристократическую жизнь? Новый портрет нашего мужчины — с сигарой и бокалом хорошего напитка?

Да, сколь ни многозначны приведенные выше факты, ясно, что все они безусловно свидетельствуют и о росте доходов. Так было всегда, во все годы.

С другой стороны, рост уровня жизни проявляется и в том, что на 28,9% выросли продажи моющих средств. Есть и феноменальные результаты. Так, в этом году произошло снижение в 83 раза производства напитков винных виноградных и в 71 раз напитков винных плодовых. От таких цифр просто дух захватывает. Опять же — революция в образе жизни определенной категории наших соотечественников? Формирование европейского сообщества в Беларуси? Рост доходов вызвал адекватные изменения в потребительской психологии?

Да, действительно, подвижки в потребительском портрете страны происходят. Снижается объем покупок крупы, макарон, растительного и животного масла и увеличивается потребление мяса (+13,4%), сыров (+12,8%). Именно такой вариант роста потребительской корзины и является прогрессивным. Правда, о мясе можно спорить, особенно тем, кто хотел бы похудеть и иметь хорошее артериальное давление. Но то, что сливочного масла стали покупать меньше и макароны уходят с наших столов, следует признать положительной тенденцией общенационального потребительского масштаба.

Стоит сказать и о том, как мы стали использовать основные «жидкие» продукты. В 2006 г. наблюдалась удивительное совпадение в динамике потребления безалкогольных напитков (+20,7%) и бензина (+21%). Мы видим, что жарким летом белорусы не отказывали себе в минеральной воде и иных напитках. При этом не очень-то экономили на поездках на дачу, в места отдыха. Бензин покупался неплохо, и это тоже характеристика общества массового потребления. Именно того, о котором мечтали советские люди десятилетия назад.

Итак, в 2006 г. жизнь явно менялась к лучшему, что заметили и за рубежом. Последствия скоро скажутся. Но мы оптимисты и не будет думать о плохом или неприятном.

Напоследок — еще одна тенденция года. Удивительно, но в нашей жизни произошла и синхронизация прироста покупок мыла и шампанского (+14%). Кого-то это может заставить вспомнить известный предновогодний телефильм. Но для серьезных аналитиков — это экономическая закономерность, в которую сауна и пенный напиток вписываются стопроцентно.

Что ж, за новые тенденции белорусского рынка!