$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

Год по новым правилам

26.06.2007

Прошел ровно год со дня принятия двух «туристических» указов: «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма» № 371 и «О мерах по развитию агроэкотуризма» № 372. Появление долгожданных законодательных решений (они «варились» не один год), обещавших преференции, вызывало большие ожидания у участников белорусского турбизнеса. Итоги работы туристической отрасли за год по новым правилам для «ЭГ» подвел директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виктор ЯНКОВЕНКО.

- Виктор Архипович, как работает «агроэкотуристический» Указ № 372?

— С проблемами. Первая — это суженная зона действия указа: только сельская местность. Он не распространяется на небольшие райцентры, малые города, а там тоже есть усадьбы. Однако в этом вопросе подвижки есть. Мы написали на имя главы государства аналитическую записку, и нам поручено по итогам работы за этот год, то есть до 1.03.2008 г., внести дополнение в указ, которое расширит его географию.

Проблемы создает и сам упрощенный, заявительный принцип работы для проживающих в сельской местности. Сразу все в ладоши хлопали, говорили, что это очень здорово. Но год поработали — и теперь видим, что сельчанам по нашему законодательству практически невозможно получить банковский кредит, особенно льготный. Безработному банки дать кредит не могут. Хорошо по этому указу работать, когда имеешь стартовый капитал или неплохую собственную базу. Если же начинать заниматься туризмом и рассчитывать на банковские займы, то это будет довольно сложно.

Есть также проблемы в сотрудничестве хозяев усадеб с туристическими предприятиями. Турфирма, чтобы раскрутить усадьбу, привлечь туда то ли нашего, то ли иностранного заказчика, вкладывает свои силы и деньги в издание рекламных материалов, размещение информации на сайтах, позиционирование на рынке, участие в выставках. Однако владельцы усадеб, не являющиеся ИП или юридическими лицами, не имеют счетов в банках, а значит, права рассчитываться с турфирмами. Выходит, турпредприятия не могут получить за раскрутку усадьбы плату с ее хозяев, то есть легально на этом зарабатывать. И наоборот, если турфирма организовала экскурсионный тур и включила в него усадьбу, она не имеет права заплатить хозяину за проживание там своих туристов. Поэтому наши турфирмы стараются работать больше с хозяевами — индивидуальными предпринимателями.

После появления указа мы боялись, чтобы органы госуправления не загнали его правильную идею в угол ограничений и бюрократических проволочек принимавшимися в развитие документами. К счастью, этого не произошло. Однако кое-что изменить в нем надо.

В целом за первые полгода заявительным принципом указа у нас воспользовалось 28 индивидуалов и 6 фермерских хозяйств. Это плюс 34 агроусадьбы к 100 зарегистрированным год назад. По результатам отчета налоговиков, за полгода они приняли свыше тысячи человек. Мы считаем, что это хорошие показатели.

- На какой стадии находится решение проблемы ввоза в страну импортных туристических автобусов по Указу № 371? Помнится, в период действия «беспошлинной форточки» турфирмы смогли ввезти не более 10 штук, в то время как с помощью этой нормы руководство отрасли надеялось существенно обновить автобусный парк…

— Да, эта норма позволяла в течение полугода (до 1 января 2007 г.) ввозить в страну импортные туристические автобусы без уплаты таможенных пошлин. Однако возникла сложность с регистрацией их в ГАИ из-за тонированных боковых стекол. Будет ли продлено действие льготы для турпредприятий, не известно. Эту идею не поддерживает Минпром.

- Нередко приходилось слышать от турфирм, что развитию въездного туризма мешают разные для белорусов и иностранцев цены в гостиницах. Делается ли что-нибудь в этом направлении?

— Мы за то, чтобы уравнять цены. Гостиницы, принимающие иностранцев, — отель «Минск» в столице и в Национальных парках — работают по единым ценам. Потому что туда если приезжают белорусы, то не бедные. Отмечу, из 1 млн. 400 человек, остановившихся за год в гостиницах страны, 1 млн. 130 тыс. — белорусы и всего 270 тыс. иностранцев. Но эти 270 тыс. принесли 45% всего дохода.

Однако нельзя ко всем гостиницам подходить одинаково. Одно дело — гостиница бизнес-класса в Минске — там цены держатся и будут держаться. А есть гостиницы где-нибудь на периферии, где никогда не было и в ближайшие годы не будет иностранцев. Если они уравняют цены, подняв для белорусов, то они и их потеряют. Поэтому мы предлагаем сделать равные цены только в тех гостиницах, которые лежат на туристических маршрутах.

- Много нареканий на высокие цены за проживание в белорусских гостиницах и низкое качество предоставляемых услуг…

— Этот вопрос, надеюсь, скоро решится. С 2008 года вводится обязательная сертификация гостиниц, и тогда цена должна будет формироваться в зависимости от количества звезд.

- Сейчас разрабатываются мероприятия Национальной программы развития туризма на 2008-2010 гг. Чего следует ожидать?

— В ней появилось три новых раздела. Один утверждает планы развития инфраструктуры в каждой из 27 созданных в Беларуси турзон. Второй посвящен формированию турпродукта. Одному Минспорта не по силам решить все проблемы, связанные с развитием туризма в стране. Есть море вопросов, решать которые должны различные госорганы. Поэтому всем «нарезаются» участки работы. Например, Минтрансу — по транспортному обеспечению, Минторговли и Белкоопсоюзу — по созданию придорожного сервиса, Минжилкомхозу — по гостиничному хозяйству. Третий раздел оговаривает обязательное научное сопровождение работы туристической сферы. Без этого сегодня нельзя. Окончательный вариант программы в скором времени будет обсуждаться в правительстве.