Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОД - ВЫДАЮЩИЙСЯ,

экономическая политика - неизменная...
экономическая политика - неизменная

"2006 год - год особый, выдающийся для страны, задающий тон на будущее пятилетие", - заявила на пресс-конференции, посвященной прогнозу социально-экономического развития Беларуси на следующий год, заместитель министра экономики Татьяна Старченко. В 2006 г. Беларусь сохранит верность ранее выбранной модели экономического развития - социально ориентированной рыночной экономике. Чтобы предприятия были сильными и конкурентоспособными и могли эту ориентированность обеспечить, в наступающем году им необходимо активнее использовать имеющийся технический потенциал, побольше инвестировать (+13-14%) и стать восприимчивее к новым технологиям. Что же, по замыслу правительства, должно будет этому способствовать?

Самым главным подспорьем для субъектов хозяйствования должно стать снижение уровня налоговой нагрузки на экономику на 1,3%, сообщила Т. Старченко, рассказывая о прогнозе социально-экономического развития Беларуси на 2006 год. На уровне предприятия это выразится в уменьшении общей ставки оборотных налогов на 0,9 процентных пункта (до 3%). Именно такие цифры фигурируют в проекте республиканского бюджета на будущий год, уже принятого парламентом. Правда, на начальной стадии обсуждения этого важного документа  хозяйственникам обещали снижение на 1,9 п.п. Тогда инициаторы этого предложения (Минэкономики) говорили, что меньшее снижение не освободит достаточного для выполнения запланированного на 2006 г. количества собственных средств предприятий (речь шла о  приросте ВВП 7-8%).

Вторая важная составляющая благоприятного инвестиционного климата и экономического роста- умеренная инфляция. Сохранение ее на уровне года нынешнего (7-9%) даст возможность накапливать средства для их последующего инвестирования как субъектам хозяйствования, так и населению. Кроме того, позволит более активно привлекать кредитные ресурсы. По словам Т.Старченко, процентная ставка по кредитам может составить  9-11%. Потенциал банковской системы позволяет увеличить более чем на 20% валовые кредиты экономике, в том числе на инвестиционные цели может быть направлено порядка 3,5 трлн. Br, сообщила замминистра. 

Несмотря на то, что предложенный правительством проект решения главы государства по реструктуризации долгов организаций промышленности им пока не одобрен (напомним, что Президент потребовал дополнить его исчерпывающим перечнем предприятий, которым отсрочат долги), правительство рассчитывает на его принятие.  Это даст возможность разблокировать счета ныне убыточных предприятий, заимствовать новые средства и реализовывать  новые инвестиционные проекты. Успешность последних должна помочь предприятиям "встать на ноги" и покинуть ряды убыточных навсегда.   Правда, для реализации такой радужной перспективы нужны хорошие инвестиционные проекты. Их поиском и проработкой на многих предприятиях уже занимаются.

Еще не так давно казалось нереальным довести среднюю заработную плату по стране до 250 USD, а теперь это практически свершившийся факт. Точно так же правительство не сомневается, что успешное выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития нашей страны на 2006 г., утвержденных Указом главы государства № 587, позволит приплюсовать к ней еще 50 USD, убеждена замминистра. И пусть некоторое замедление темпов экономического роста никого не смущает- мы просто с 1 января 2006 г. переходим на новую методику расчета индекса физического объема промышленной продукции, уточнила она. Учет промышленной продукции "по-новому" даст некоторое кажущееся снижение этого показателя и соответственно интегрированного показателя ВВП.

Ближе к Новому году, на этой неделе, правительство во исполнение вышеупомянутого Указа одобрило постановление "О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год".  Документ детализирует сами показатели и "нарезает" конкретные задания министерствам, ведомствам и областям. Показатели в постановлении, кстати, представлены в двух вариантах - по старой методике и по новой. Разница составляет примерно 2 процентных пункта.

Представляя проект постановления, министр экономики Николай Зайченко отметил, что его особенностью является включение в прогноз развития показателей по доле новой и сертифицированной продукции, а также индекса роста строительно-монтажных работ, что, по мнению министра, позволит удержать цены в этой сфере. Так, по прогнозу правительства, строительно-монтажные работы не должны подорожать более чем на 9-10%. При этом строительная отрасль должна сработать с рентабельностью не менее 7%.

Доля сертифицированной продукции должна приближаться к 70% (60% и более в зависимости от отрасли), а по предприятиям Беллесбумпрома и Белгоспищепрома и того больше - 81% и 95,5% соответственно. Придется поработать и над новыми проектами - удельный вес новой продукции должен составить 6-25% в объеме промышленного производства в зависимости от министерства. Больше всего потрудиться придется Минпрому - новой продукции там должно быть 25%, 21% - у Белместпрома, 17,5% - у Минстройархитектуры. 

Документ детально расписывает рост всех показателей не только по министерствам и не только на год, но еще и по областям,  и по кварталам. И попробуй не впишись. Задание себе правительство  традиционно излагает в совместном с Нацбанком плане действий на год. Этот документ в настоящее время дорабатывается. Планируется, что он будет принят в первые дни нового 2006 года.