Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
22.10.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГНЕТ ЛЬГОТ©

В плане совместных действий Правительства и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики РБ, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 10.10.2013 № 895/15, в разделе «Комплексное совершенствование налоговой системы» очень интересен пункт 4.5, предусматривающий сокращение состава налоговых льгот. По какому пути пойдет решение этой задачи?

и тяжесть их отмены

В плане совместных действий Правительства и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики РБ, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 10.10.2013 № 895/15, в разделе «Комплексное совершенствование налоговой системы» очень интересен пункт 4.5, предусматривающий сокращение состава налоговых льгот. По какому пути пойдет решение этой задачи?

Льготы — инструмент, через который реализуется стимулирующая функция налогообложения — не менее важная, чем фискальная. Они также во многом определяют качество налоговой системы, которое принято оценивать через характеристики нейтральности, справедливости и эффективности. Важное значение имеет здесь уровень сложности администрирования, из-за которого иные бухгалтеры не без оснований считают, что некоторыми льготами лучше не пользоваться — от греха подальше. Однако отказ от льгот грозит утратой интереса бизнеса и населения к ряду направлений и видов деятельности, жизненно важных для страны. Но и бессистемное расширение налоговых льгот, даже мотивированных задачами модернизации и развития инноваций, без всесторонней оценки их потенциального влияния на доходы бюджета и экономическую активность тоже ухудшает качественные характеристики налоговой системы.

В течение всего времени существования независимой Беларуси налоговые льготы вводятся, отменяются и упорядочиваются с переменным успехом. Напомним, что налоговыми льготами согласно п. 1 ст. 43 НК признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами РБ, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами о таможенном регулировании в РБ преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы устанавливаются в виде:

– освобождения от налога, сбора (пошлины);

– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

– пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

– возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

– в ином виде, установленном Президентом РБ.

В п. 3 ст. 43 НК провозглашается, что «нормы настоящего Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер». Впрочем, льготы могут устанавливаться не только НК, но и таможенным законодательством Таможенного союза и (или) отечественными законами о таможенном регулировании, а также Президентом. При этом в том же п. 4 ст. 43 НК говорится, что «льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается». Не будем вдаваться в поиск формальных различий между «индивидуально предоставляемыми налоговыми льготами» и «предоставлением индивидуальных налоговых льгот». Достаточно перелистать ряд указов, например, по созданию холдингов или разнообразным проектам, которые объявлялись особо важными и стратегическими, чтобы собрать изрядный букет вполне индивидуальных освобождений отдельных предприятий в сугубо индивидуальном порядке и на совершенно индивидуальных условиях. Немало «индивидуализма» и в самом НК. Например, освобождаются от НДС обороты по реализации на территории республики услуг в сфере культуры Национальной государственной телерадиокомпанией, ЗАО «Второй национальный телеканал», «Столичное телевидение» (подп. 1-7-1 ст. 94 НК). Отчасти индивидуальный характер придает распространение льготы по налогу на прибыль в отношении прибыли, переданной прямо поименованным в подп. 1.2 ст. 140 НК общественным объединениям, что ставит остальные подобные структуры и желающих им помочь в неравноправное положение. Безусловно, индивидуальный характер носит норма п. 5 ст. 126 НК, согласно которой не являются объектом обложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные ряду общественных объединений унитарными предприятиями, собственниками имущества которых являются эти объединения. То же можно сказать о льготе по налогу на недвижимость для отдельных общественных объединений и учебных заведений (подп. 1.2 и 1.14 ст. 186 НК) и земельному налогу для организаций Федерации профсоюзов Беларуси, Академии управления, учреждений образования потребкооперации, а также учреждений образования Нацбанка (ст. 194 НК). Вполне индивидуальными по сути являются и налоговые льготы по некоторым видам деятельности, которую вправе осуществлять только узкий круг монополистов, особенно «естественных» (например, подп. 1.3 ст. 186 НК).

В Особенной части НК имеется 211 льгот по различным налогам и сборам (не детализируя некоторые из них и не считая исключение из налогооблагаемых баз оборотов по отдельным операциям), а с учетом госпошлины — 394. Тут есть что упорядочить, а поразмыслив, вероятно, кое-что и сократить — если, конечно, энтузиазм реформаторов перевесит возможности лоббистов и бенефициаров льгот. С другой стороны, нужно оценить последствия таких изменений. Ведь эффективное налогообложение предполагает минимальное искажающее воздействие как на поведение экономических агентов, так и на сбор и администрирование налогов. Поэтому дело не только в том, сколько налогоплательщиков применяет конкретную льготу, но и в том, на какое количество экономических агентов среди предприятий и населения фактически влияет наличие этой льготы и как на них скажется ее отмена.

Предоставление необоснованных льгот искажает принятие рациональных экономических решений, отрицательно сказывается на конкуренции и общей деловой активности, создает риски злоупотреблений и коррупции. Но и отмена некоторых льгот приводит к негативным последствиям — от роста цен (например, после отмены освобождения от НДС услуг мобильной связи тарифы выросли ровно на 20%) до снижения инвестиционной активности (скажем, в связи с отменой льготы по налогу на прибыль при капвложениях). Кроме того, иные льготы могут не оправдать ожидания их инициаторов. Так, обещанные льготы производителям инновационной и высокотехнологичной продукции не привели к головокружительному взлету в 5–6 технологические уклады, льготы для бизнеса в малых городах и сельской местности не дали значительной его активизации в регионах, а введение единого торгового сбора для индивидуальных предпринимателей при реализации за рубеж белорусских товаров — существенного роста экспорта. Подобная «неблагодарность» — следствие просчетов законодателей, не увидевших обстоятельства, не позволяющих в полной мере такие возможности реализовать в практической деятельности, а также иррационального поведения экономических агентов, не оценивших предоставляемые возможности, но иногда обнаруживших в них лазейки для личного обогащения и вывода капитала.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by