$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Глобальное похолодание

16.01.2009

Рейтинг оптимизма предпринимателей разных стран, составляемый компанией Grant Thornton семь лет подряд, впервые превратился в рейтинг пессимизма. Из опрошенных 7200 руководителей компаний в 36 странах позитивно смотрят на перспективы развития экономики своих государств 31% респондентов, негативно — 47%.

Год назад оптимистов было вдвое больше, а пессимистов — в 2,4 раза меньше. Разница между ними упала с +40% до — 16%. Единственная страна, где за год возросло число оптимистов, — Ботсвана, сообщают российские «Ведомости».

Предприниматели готовятся к продолжительному и болезненному спаду экономики, заключают исследователи. Как отметили респонденты, главный источник разочарования относительно перспектив собственных компаний — падение потребительского спроса и сжатие банковских кредитов.

Наихудшие ожидания — в странах Евросоюза, где число пессимистичных оценок возросло в 2,8 раза, до 59% и на столько же сократилось количество оптимистов. Аутсайдером рейтинга, как и годом ранее, осталась Япония, но при этом уровень негативных ожиданий вырос в полтора раза. Максимальный перепад настроения произошел у предпринимателей Гонконга: год назад разница между оптимистами и пессимистами составляла 81% в пользу первых, теперь же вторых больше на 49%. В Нидерландах соотношение изменилось с +70% до — 37%, в Дании — с +74% до — 34%, в США — с +22% до — 34%.

Позитивные оценки доминируют в 12 странах из 36 (годом ранее — в 31 из 34). В Индии, возглавляющей рейтинг второй год подряд, 86% оптимистично настроенных против 3% пессимистов, в Китае — 44% против 14, в Бразилии — 60 против 10%. Предприниматели из быстро развивающихся стран видят в макроэкономическом кризисе новые возможности для своего бизнеса.

Россия, где индекс оптимизма упал с +58% до — 2%, оказалась «самым оптимистичным пессимистом», отмечают исследователи. Главная причина ухудшения бизнес-настроения у наших соседей — снижение нефтяных цен и усиливающееся ожидание рецессии.